Определение Приморского краевого суда от 27.11.2014 N 33-10484 <Об отмене решения Ленинского районного суда города Владивостока от 20.08.2014 и отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1.1 решения Думы города Владивостока от 19.12.2013 N 217 "О внесении изменений в приложение к решению Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа">



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 ноября 2014 г. № 33-10484

(извлечение)

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора города Владивостока о признании нормативного акта Думы города Владивостока противоречащим закону и недействующим в части по апелляционной жалобе Думы города Владивостока и апелляционной жалобе администрации города Владивостока на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 20 августа 2014 года, которым заявление удовлетворено частично: признан противоречащим закону и недействующим с момента принятия пункта 1.1 решения Думы города Владивостока от 19 декабря 2013 года № "О внесении изменения в приложение к решению Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа".
Заслушав доклад судьи С.С.Е., выслушав объяснения представителя администрации города Владивостока Е.В.В. и представителя Думы города Владивостока Ш.Н.А., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения прокурора З.Т.А., судебная коллегия

установила:

И.о. прокурора города Владивостока обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что решением Думы города Владивостока от 19 декабря 2013 года № "О внесении изменения в приложение к решению Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа". Документ опубликован в газете "Владивосток" № 26 декабря 2013 года. Считает пункт 1.1 решения незаконным, так как принятые изменения в Правила землепользования и застройки не были предметом публичных слушаний. Просит пункт 1.1 решения Думы города Владивостока от 19 декабря 2013 года № "О внесении изменения в приложение к решению Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" признать противоречащим закону и недействующим с момента принятия.
В судебном заседании прокурор требования поддержал.
Представители Думы города Владивостока и администрации города Владивостока возражали против удовлетворения требований, полагая, что процедура принятия муниципального правового акта была соблюдена.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласилась Дума города Владивостока и администрация города Владивостока, в апелляционных жалобах ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
При рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта (пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Проверяя процедуру принятия оспариваемого решения и делая вывод о нарушении порядка принятия изменений в Правила землепользования и застройки, суд исходил из того, что представительным органом утверждено решение о внесении изменений в муниципальный правовой акт в редакции текста, который не выносился на публичные слушания.
Между тем, судом не приняты во внимание особенности проведения публичных слушаний и процедуры принятия муниципального правового акта.
Согласно частям 2, 3 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
В порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений подлежат включению положения о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки.
Общий порядок проведения публичных слушаний установлен Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Порядок проведения публичных слушаний в городе Владивостоке по проекту правил землепользования и застройки, проекту решения о внесении в них изменений предусмотрен муниципальным правовым актом города Владивостока от 9 июля 2008 года № 34-МПА (ред. от 26.02.2014) "Положение о порядке проведения публичных слушаний в городе Владивостоке", которые назначаются по инициативе главы города Владивостока (статья 12 № 34-МПА).
Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, проекту решения о внесении в них изменений составляет не менее двух месяцев и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
Ответственное структурное подразделение организует проведение первого заседания комиссии по проведению публичных слушаний (и в дальнейшем осуществляет организационное обеспечение деятельности комиссии).
Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию в течение 10 дней со дня окончания проведения публичных слушаний.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются в комиссию.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
После завершения публичных слушаний с учетом результатов таких публичных слушаний комиссия обеспечивает внесение изменений в проект и представляет его главе местной администрации с приложениями протоколов публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила.
Как следует из материалов дела, по инициативе главы города Владивостока назначено проведение публичных слушаний о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, о чем им принято постановление от 14 августа 2013 года N.
В соответствии с положениями статей 31 - 33 Градостроительного кодекса РФ постановление было опубликовано в средствах массовой информации и на официальном сайте администрации в сети Интернет, в тексте которого предложено принять участие в обсуждении вопроса о внесении изменений в Правила землепользования с возможностью направления предложений и замечаний в орган местного самоуправления до 10 октября 2013 года.
После публичных слушаний, проведенных с 14 по 18 октября 2013 года, комиссией был принят итоговый документ публичных слушаний, состоящий из рекомендаций экспертов публичных слушаний, предложений и рекомендаций, представленных до дня проведения слушаний, а также предложений, вынесенных на публичные слушания, внесены изменения в проект и представлены главе администрации города Владивостока.
Подготовленный проект главой муниципального образования внесен в Думу города Владивостока.
Таким образом, процедура проведения публичных слушаний, обеспечивающая реализацию гарантий права на местное самоуправление, целью которой является выявление коллективного мнения, была соблюдена.
Предложения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки от 10 июня 2013 года, внесенные управлением градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока могли быть учтены только на стадии работы комиссии и принятии ею решения в рамках процедуры публичных слушаний, инициатором проведения которых являлся глава органа местного самоуправления.
Обязанность принятия решения представительным органом в редакции, не отличающейся от редакции проекта, означало бы исключение возможности учитывать результаты публичных слушаний и внесения поправок и предложений в проект муниципального акта.
Опубликование же проекта текста нормативного правового акта нормами градостроительного законодательства перед проведением публичных слушаний, не предусмотрено. Это следует из положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Градостроительного кодекса РФ, предусматривающие обязательное участие населения по вопросам градостроительной деятельности, которые заключаются в предоставление возможности гражданам направлять свои предложения по вопросу внесения изменений в правила землепользования.
Публичные слушания проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, что и составляет предмет публичных слушаний.
Поскольку Дума города Владивостока является органом, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования, то на стадии принятия решения о внесении изменений в нормативный правовой акт, обеспечиваются общие принципы по соблюдению интересов населения по вопросам градостроительной деятельности.
Учитывая, что оспариваемое решение Думы принято в пределах своей компетенции с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта данного вида и правил введения его в действие, с соблюдением требований Градостроительного кодекса РФ о проведении публичных слушаний по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, оснований для отмены муниципального правового акта не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований о признании нормативного правового акта противоречащим закону.
Руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда города Владивостока от 20 августа 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым и.о. прокурора города Владивостока о признании противоречащим закону и недействующим с момента принятия пункта 1.1 решения Думы города Владивостока от 19 декабря 2013 года № "О внесении изменения в приложение к решению Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года № "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" отказать.


------------------------------------------------------------------