Решение Приморского краевого суда от 24.09.2014 N 3-71/2014 <О признании частично недействующим пункта 1 постановления Губернатора Приморского края от 31.07.2014 N 49-пг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края на период с 1 августа 2014 года до 1 августа 2015 года и объемов добычи охотничьих ресурсов">



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 сентября 2014 г. № 3-71/2014

(извлечение)

Приморский краевой суд в составе,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края о признании противоречащим закону и недействующим в части постановления Губернатора Приморского края от 31.07.2014 № 49-пг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края на период с 1 августа 2014 года до 1 августа 2015 года и объемов (квот) добычи охотничьих ресурсов",

установил:

Прокурор Приморского края обратился в суд с названным заявлением, в обоснование которого указано, что пунктом 1 постановления Губернатора Приморского края от 31.07.2014 № 49-пг (далее - Постановление) утверждены лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края на период с 1 августа 2014 года до 1 августа 2015 года и объемы (квоты) добычи охотничьих ресурсов. Постановление опубликовано в № 86 (951) от 8 августа 2014 г. газеты "Приморская газета".
Отдельные положения Постановления не соответствуют федеральному законодательству.
В соответствии с Нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.04.2010 № 138 (далее - Нормативы изъятия), норматив допустимого изъятия копытных животных в возрасте до 1 года устанавливается для охотничьих ресурсов: косуля (европейская и сибирская) - до 50% квоты.
В нарушение части 6 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в силу которой лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, оспариваемым Постановлением с явным превышением допустимых Нормативов изъятия утверждены объемы (квоты) добычи охотничьего ресурса - косули в возрасте до 1 года для охотничьих угодий:
общественной организации "Общество охотников и рыболовов "Кировское" Кировского района - в количестве 72 особей при допустимом количестве 62 особей (50% от квоты - 125 особей - составляет 62,5 особи);
общественной организации охотников и рыболовов Надеждинского района - 8 особей при допустимых - 7 (50% от квоты - 15 особей - составляет 7,5 особи);
площадью 24,231 тыс. га общества с ограниченной ответственностью "Приморохота" - 5 особей при допустимых - 4 (50% от квоты - 9 особей - составляет 4,5 особи);
Ханкайской районной общественной организации охотников и рыболовов - 42 особей при допустимых - 36 (50% от квоты - 73 особей - составляет 36,5 особи).
Учитывая, что объемы (квоты) добычи охотничьего ресурса - косули в возрасте до 1 года для указанных охотничьих угодий утверждены Постановлением незаконно, лимит добычи указанного охотничьего ресурса косули в возрасте до 1 года, частью которого являются квоты добычи данного охотничьего ресурса, противоречит пункту 14 статьи 1, частям 6, 8, 9 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ, а также Нормативам изъятия.
В связи с этим прокурор просит признать противоречащими закону и недействующими со дня принятия объемы (квоты) добычи охотничьего ресурса - косули в возрасте до 1 года для названных охотничьих угодий, утвержденные пунктом 1 Постановления, и лимит добычи охотничьего ресурса - косули в возрасте до 1 года, также утвержденный пунктом 1 Постановления.
В суде участвующий в деле прокурор заявление поддержал по тем же доводам.
Представитель Губернатора Приморского края с доводами заявления прокурора согласился. Считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению. В целях устранения допущенных в оспариваемом Постановлении ошибок департаментом подготовлен проект постановления о внесении в него изменений с учетом заявления прокурора, однако в соответствии с пунктом 16 Приказа Минприроды России от 29.06.2010 № 228 "Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию" внесение изменений допускается только на основании судебного решения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 3, 7 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ лимит добычи охотничьих ресурсов, а наряду с ним и квота добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года.
Следовательно, оспариваемое Постановление издано Губернатором Приморского края в пределах его компетенции. Постановление опубликовано в установленном законом порядке - официальном издании "Приморская газета" от 8 августа 2014 № 86 (951).
Суд находит обоснованными доводы прокурора о противоречии пункта 1 (в части) оспариваемого Постановления требованиям федерального законодательства.
При этом суд учитывает положения пункта 16 "Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений", утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2010 № 228, о том, что внесение изменений в документ об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов допускается на основании судебного решения.
В силу пунктов 13 и 14 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ лимит добычи охотничьих ресурсов - объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов; квота добычи охотничьих ресурсов - часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья.
Частью 6 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ установлено, что лимит добычи охотничьих ресурсов исчисляется на основе нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов.
Согласно приложению № 1 к Приказу Минприроды России от 30.04.2010 № 138 "Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов" норматив допустимого изъятия копытных животных в возрасте до 1 года, без разделения по половому признаку, устанавливается для охотничьих ресурсов: косуля (европейская и сибирская) - до 50% от квоты.
Пунктом 1 Постановления Губернатора Приморского края от 31.07.2014 № 49-пг утверждены объемы (квоты) добычи охотничьих ресурсов косули в возрасте до 1 года охотничьих угодий:
общественной организации "Общество охотников и рыболовов "Кировское" Кировского района в количестве 72 особей при допустимых в количестве 62 особей (50% от квоты в количестве 125 особей составляет 62,5);
общественной организации охотников и рыболовов Надеждинского района в количестве 8 особей при допустимых в количестве 7 особей (50% от квоты - 15 особей - составляет 7,5);
обществу с ограниченной ответственностью "Приморохота" на площади 24,231 тыс. га в количестве 5 особей, при допустимых в количестве 4 особей (50% от квоты - 9 особей - составляет 4,5);
Ханкайской районной общественной организации охотников и рыболовов в количестве 42 особей, при допустимых в количестве 36 особей (50% от квоты - 73 особей - составляет 36,5).
Таким образом, утверждение указанных объемов (квот) добычи охотничьего ресурса - косули в возрасте до 1 года произведено оспариваемым Постановлением с превышением нормативов допустимого изъятия - до 50% от квоты, т.е. в противоречии с требованиями части 6 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ.
Поскольку по смыслу пункта 14 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ, а также в силу пункта 9.4 "Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию", утвержденного Приказом Минприроды России от 29.06.2010 № 228, лимит добычи охотничьих ресурсов равен сумме квот добычи охотничьих ресурсов, нельзя признать соответствующим требованиям федерального законодательства пункт 1 Постановления Губернатора Приморского края от 31.07.2014 № 49-пг и в части утверждения лимита добычи такого вида охотничьего ресурса как косуля в возрасте до 1 года.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 252, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Приморского края удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 1 постановления Губернатора Приморского края от 31.07.2014 № 49-пг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края на период с 1 августа 2014 года до 1 августа 2015 года и объемов (квот) добычи охотничьих ресурсов" в части утверждения объемов (квот) добычи охотничьего ресурса - косули в возрасте до 1 года для охотничьих угодий: общественной организации "Общество охотников и рыболовов "Кировское" Кировского района; общественной организации охотников и рыболовов Надеждинского района; площадью 24,231 тыс. га общества с ограниченной ответственностью "Приморохота"; Ханкайской районной общественной организации охотников и рыболовов.
Признать недействующим со дня принятия пункт 1 постановления Губернатора Приморского края от 31.07.2014 № 49-пг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края на период с 1 августа 2014 года до 1 августа 2015 года и объемов (квот) добычи охотничьих ресурсов" в части утверждения лимита добычи охотничьего ресурса - косули в возрасте до 1 года.
Обязать Губернатора Приморского края опубликовать сообщение о решении суда после вступления его в законную силу в издании "Приморская газета".
Апелляционная жалоба, представление на решение могут быть поданы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.


------------------------------------------------------------------