По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Межведомственной комиссии по охране труда в Приморском крае от 23.09.2014 N 2 "О ходе выполнения решения МВК по охране труда в Приморском крае от 14.12.2011 "О состоянии условий и охраны труда в строительной отрасли Приморского края и мерах по их улучшению"
МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
РЕШЕНИЕ
от 23 сентября 2014 г. № 2
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ МВК ПО ОХРАНЕ ТРУДА
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ ОТ 14.12.2011 "О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ
И ОХРАНЫ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ПРИМОРСКОГО
КРАЯ И МЕРАХ ПО ИХ УЛУЧШЕНИЮ"
Рассмотрев информацию "О ходе выполнения решения МВК по охране труда в Приморском крае от 14.12.2011 "О состоянии условий и охраны труда в строительной отрасли Приморского края и мерах по их улучшению", межведомственная комиссия по охране труда в Приморском крае решила:
1. Информацию "О ходе выполнения решения МВК по охране труда в Приморском крае от 14.12.2011 "О состоянии условий и охраны труда в строительной отрасли Приморского края и мерах по их улучшению" принять к сведению и разместить на сайте Администрации Приморского края.
Рекомендовать:
2. Органам государственного контроля (надзора), профсоюзным организациям Приморского края продолжить проведение проверок предприятий строительной отрасли, допустивших несчастные случаи со смертельным исходом;
срок исполнения: 2014 - 2015 годы.
3. Профессиональным союзам Приморского края и представительным органам работников в организациях активизировать работу по созданию комитетов (комиссий) по охране труда;
срок исполнения: 2014 - 2015 годы.
Работодателям:
4. Продолжить внедрение системы управления охраной труда на предприятии в соответствие с Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования";
срок исполнения: 2014 - 2015 годы.
5. Использовать право на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, своевременно подавать заявки в ГУ - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации;
срок исполнения: ежегодно.
6. Проводить работу по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда";
срок исполнения: в соответствии с действующими
нормативными правовыми актами.
7. Обеспечить в полном объеме работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с выполняемой работой;
срок исполнения: постоянно.
8. Своевременно проводить обучение по охране труда, пожарно-техническому минимуму и другие виды обучения, проверку знаний требований охраны труда у работников. Принимать участие в работе комиссий по проверке знаний нормативных требований охраны труда;
срок исполнения: 2014 - 2015 годы.
9. Обеспечить проведение периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н. Работников, не прошедших периодический медицинский осмотр, не допускать к работе с вредными производственными факторами;
СРОК исполнения: в соответствии с действующими
нормативными правовыми актами.
10. Продолжить работу по проведению производственного лабораторного контроля в части соблюдения номенклатуры, объема и кратности исследований (измерений) факторов среды объекта, установленных программой производственного контроля;
срок исполнения: ежегодно.
11. Главам администраций городских округов и муниципальных районов Приморского края при осуществлении государственного управления охраной труда обратить особое внимание на организацию работ по охране труда на предприятиях строительной отрасли в пределах предоставленных полномочий, в том числе:
11.1. Продолжить работу по реализации Закона Приморского края от 9 ноября 2007 года № 153-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда";
срок исполнения: постоянно.
11.2. Продолжить организацию проведения семинаров по охране труда для специалистов по охране труда, руководителей предприятий. Освещать вопросы охраны труда на совещаниях при администрациях городских округов и муниципальных районов, поощрять деятельность лучших работодателей, специалистов, общественного актива в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников, современного производственного быта;
срок исполнения: 2014 - 2015 годы.
11.3. Разместить информацию и решение на сайтах муниципальных образований, в средствах массовой информации;
срок исполнения: октябрь 2014 года.
12. Рекомендовать Государственной инспекции труда в Приморском крае провести внеплановые проверки организаций строительной отрасли Приморского края в части соблюдения законодательства об охране труда согласно перечню, предоставленному департаментом труда и социального развития Приморского края, составленному на основании данных специалистов по государственному управлению охраной труда муниципальных образований;
срок исполнения: 2015 год.
13. Вопрос оставить на контроле. Исполнение данного решения рассмотреть в 2016 году.
Заместитель председателя
межведомственной комиссии
по охране труда
в Приморском крае -
заместитель руководителя
Государственной
инспекции труда -
заместитель главного
государственного
инспектора труда
в Приморском крае
(по охране труда)
А.Л.МАЛИНОВСКИЙ
ИНФОРМАЦИЯ
О ВЫПОЛНЕНИИ РЕШЕНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ ОТ 14.12.2011
"О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬНОЙ
ОТРАСЛИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ И МЕРАХ ПО ИХ УЛУЧШЕНИЮ"
Поводом к рассмотрению в конце 2011 года на Межведомственной комиссии по охране труда положения дел с безопасностью труда в строительной отрасли Приморского края послужила выявленная в течение 2009 - 2011 годов тревожная тенденция к увеличению случаев производственного травматизма с тяжелыми последствиями в отрасли.
Динамика производственного травматизма с тяжелыми последствиями в Приморском крае за период 2010 - 2014 (8 мес.) годы в строительной отрасли характеризуется следующими показателями:
Число пострадавших с тяжелыми последствиями, всего (чел.)
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г. (8 мес.)
48
36
25
39
11
В том числе:
Со смертельным исходом
13
11
8
15
7
С тяжелым исходом
35
25
17
24
4
Инспекцией труда в соответствие с решением МВК, принятым в конце 2011 года, была разработана программа надзорных действий, направленных на повышение ответственности работодателей предприятий строительной отрасли за соблюдением установленной Трудовым кодексом Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасности работающих.
Эта программа включала в себя, в том числе:
- обязанность инспекции труда включать в ежегодный план плановых проверок организации, осуществляющие строительную деятельность, в которых произошли несчастные случаи на производстве с тяжелыми последствиями;
- повышение требовательности руководства инспекции труда к инспекторам труда, курирующим строительную отрасль, по вопросам эффективности надзорной деятельности;
- многофакторный анализ случаев производственного травматизма в отрасли по видам и причинам происшедших несчастных случаев (со смертельным исходом и тяжелых);
- взаимодействие с другими органами надзора при осуществлении надзорно-контрольных мероприятий в организациях строительства.
Работа инспекции труда по надзору за соблюдением безопасности труда в отрасли за период 2012 - 2014 (6 мес.) годы характеризуется следующими показателями:
№ п/п
Показатель
2012 г.
2013 г.
2014 г. (6 мес.)
1
Проведено проверок в организациях строительства
241
225
127
2
Выявлено нарушений
750
602
256
3
Выдано предписаний об устранении выявленных нарушений
252
238
141
4
Привлечено к административной ответственности должностных лиц организаций за допущенные нарушения безопасности труда
263
237
138
Как видно из таблицы, пик объема надзорных действий инспекции труда за прошедший период пришелся на 2012 год. Некоторое снижение показателей в последующий период объясняются существенным сокращением штата инспекторского состава ("с целью уменьшения административного давления органов надзора на бизнес") и прямым запретом органов прокуратуры Приморского края осуществлять проверки инспекторами труда соблюдения работодателями правил безопасности труда непосредственно на строительных площадках.
Наибольшее относительное количество нарушений трудового законодательства в строительных организациях выявлялось в ходе проверок по вопросам:
- проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
- обучения и инструктирования работников по охране труда;
- обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты.
В отрасли по прежнему актуальны следующие проблемы безопасности труда:
- низкий уровень обучения и инструктирования работников по охране труда;
- недостаточная обеспеченность работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- низкий уровень организации безопасности труда на строительных площадках должностными лицами среднего звена (прорабами, мастерами);
- низкий уровень проработки вопросов безопасности труда в разрабатываемых для конкретных объектов строительства Проектах организации строительства (ПОС) и Проектах производства работ (ППР).
Как пример допускаемых руководством строительных организаций нарушений безопасности труда и наступающих из-за этого трагических последствий можно привести результаты проверки в строительной фирме ООО "А", где в ходе проверки установлено, что:
- работодатель не обеспечил безопасные условия и охрану труда работникам, производившим работы с повышенной опасностью (на высоте), а именно при внесении дополнений к проекту производства работ на складах-навесах N№ 7 - 10, не оформил акт-допуск с организацией, на территории которой производил демонтажные работы (ОАО "Е"), чем нарушил п. 2 ч. 1 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации ("работодатель обязан обеспечить безопасность работников при осуществлении технологических процессов"), "Безопасность труда в строительстве", Постановление от 23.07.2001 № 80, п. 4.6 ("перед началом выполнения строительно-монтажных работ на территории организации генеральный подрядчик и администрация организации, эксплуатирующие объект, обязаны оформить акт-допуск по соответствующей форме");
- работодатель допустил работников к выполнению опасных работ без инструктажа на рабочем месте, чем нарушил п. 2 ч. 6 ст. 212 ТК РФ ("недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда");
- работодатель допустил работников к работам с опасными условиями труда без периодического медицинского осмотра, чем нарушил п. 2 ч. 10 ст. 212, ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации, "Безопасность труда в строительстве", Постановление от 23.07.2001 № 80, п. п. 4.13, 4.17 ("работники, занятые на работах с опасными условиями труда, проходят обязательные периодические медосмотры, для определения пригодности этих работников...");
- прораб, назначенный приказом от 15.11.2013 № 24/11-п ответственным руководителем за производство строительно-монтажных работ, технику безопасности по объекту "Реконструкция причалов № 31,32, разборки складов-навесов N№ 7, 8, 9, 10 мыс Астафьева "Е" работ с повышенной опасностью: не провел инструктаж со всеми лицами, участвующими в выполнении работ с повышенной опасностью, по содержанию наряда-допуска, чем нарушил "Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения. ПОТ РО14000-005-98", п. 2.12.1 ("провести инструктаж всех лиц, участвующих в выполнении работ с повышенной опасностью, по содержанию наряда-допуска");
- прораб не проверил в наряде-допуске меры безопасности при ведении работ, чем нарушил п. 2.12.2 "Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения. ПОТ РО 14000-005-98", ("проверить выполнение указанных в наряде-допуске мер безопасности...");
- руководитель работ не обеспечил надзор за безопасным ведением работ (покинул рабочее место по производственной необходимости), чем нарушил "Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения. ПОТ РО 14000-005-98", п. 4.7 ("с момента допуска бригады к работе надзор за безопасным ведением работ осуществляет ответственный производитель работ");
- ответственный производитель работ не обеспечил безопасные условия труда работникам, проводившим работы на высоте, при внесении изменений в проект, чем нарушил Должностную инструкцию прораба, п. 2.3 ("организует производство строительно-монтажных работ в соответствии с проектной документацией...") для предупреждения опасности падения работников с высоты в проекте и дополнении к проекту не обозначены временные ограждающие устройства, удовлетворяющие требованиям техники безопасности, места и способы крепления страховочных канатов и предохранительных поясов, чем нарушены Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте ПОТ РМ - 012-2000, п. 1.26 в, г ("для предупреждения опасности падения работников с высот в проекте предусматриваются: временные ограждающие устройства, удовлетворяющие требованиям техники безопасности, места и способы крепления страховочных канатов и предохранительных поясов");
- главный инженер предприятия приказом по ООО "А" от 11.01.2013 назначенный ответственным лицом за обеспечение охраны труда на производстве, а также лицом, ответственным за выдачу наряда-допуска на проведение работ с повышенной опасностью: не определил меры безопасности (мероприятия по охране труда), чем нарушил "Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения. ПОТ РО 14000-005-98", п. 2.8 "лица, выдающие наряды-допуски, определяют необходимость производства работ и возможность безопасного их выполнения, отвечают за правильность и полноту указываемых в наряде-допуске мер безопасности");
- главный инженер, не обеспечил контроль за соблюдением мероприятий по обеспечению безопасности производства работ, чем нарушил "Безопасность труда в строительстве", Постановление от 23.07.2001 № 80, п. 4.11.4 ("лицо, выдавшее наряд-допуск, обязано обеспечить контроль за соблюдением мероприятий по обеспечению безопасности производства работ");
- главный инженер не осуществлял надлежащий контроль над соблюдением проектной, технологической дисциплины, правил и норм по охране труда, технике безопасности работниками, чем нарушил должностную инструкцию главного инженера, п. 2.5 ("осуществляет надлежащий контроль над соблюдением проектной, технологической дисциплины, правил и норм по охране труда, технике безопасности работниками").
Допущенный должностными лицами организации букет нарушений норм безопасности и нормативных требований по охране труда привел к тяжелому и трагическому происшествию - групповому несчастному случаю со смертельным исходом. Погибли четыре работника предприятия.
С целью устранения выявленных нарушений выдано обязательное для исполнения работодателем предписание; должностные и юридические лица организации привлечены к административной ответственности. Правоохранительными органами возбуждено уголовное дело.
В течение 2014 года проявилась новая опасная тенденция в строительной отрасли Приморья - низкий уровень профессионализма рабочих при выполнении более или менее сложных технологически строительных работ. Так в течение лета 2014 года на ряде строительных объектов Владивостока произошло несколько обрушений монтируемых перекрытий и обрушения стенок траншей на строительных объектах. При этом получили смертельные и тяжелые травмы рабочие.
Расследованием установлено, что оставленные без надзора должностными лицами предприятий рабочие допускают элементарные ошибки в технологии производства строительных работ: производят заливку бетона на перекрытия в одну точку, что приводит к перегрузке поддерживающих перекрытие конструкций и их разрушение; работают в траншеях без укрепления стенок, что приводит к обвалам стен траншей и засыпки грунтом работающих.
Подобные происшествия в этом году произошли в ООО "П", ООО "М", ООО "С", ООО "З".
В Государственной инспекции труда в Приморском крае полагают, что несмотря на некоторые положительные сдвиги в статистике производственного травматизма с тяжелыми последствиями, коренного улучшения безопасности труда в строительной отрасли Приморья не произошло. Решение МВК по охране труда в Приморском крае от 14.12.2011 "О состоянии условий и охраны труда в строительной отрасли Приморского края и мерах по их улучшению" в полном объеме не выполнено и его необходимо оставить на контроле.
ГУ - Приморским региональным отделением Фонда социального страхования в 2013 году в строительной отрасли Приморского края, зарегистрировано 74 страховых несчастных случая на производстве, из них:
40 случаев легкой степени;
23 - тяжелой степени;
11 - смертельных.
Также зарегистрировано 9 случаев профзаболеваний.
За январь - июль 2014 года в строительной отрасли Приморского края, ГУ - Приморским региональным отделением Фонда социального страхования зарегистрировано 27 страховых несчастных случаев на производстве, из них:
24 случая легкой степени;
0 тяжелой степени;
3 - смертельных.
Также зарегистрировано 2 случая профзаболеваний.
В 2013 году 15 предприятий строительной отрасли использовали суммы страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Сумма использованных средств составила 3502,3 тыс. руб.
В том числе:
- 6 страхователей приобрели средства индивидуальной защиты на сумму 957,2 тыс. руб.;
- 5 страхователей провели периодические медицинские осмотры работников на сумму 2246,4 (1273 медосмотра);
- 4 страхователя провели аттестацию 84 рабочих мест на сумму 298,6 тыс. руб.
В 2014 году разрешения на финансовое обеспечение предупредительных мер получили 42 страхователя:
- на периодические медицинские осмотры - 34 страхователя, планируемая сумма - 3703,2 тыс. руб., 2110 медицинских осмотров;
- на обучение застрахованных по охране труда - 4 страхователя, 39,6 тыс. руб., 16 работников;
- на приобретение средств индивидуальной защиты - 2 страхователя, 481,3 тыс. руб.;
- на специальную оценку 118 рабочих мест 8 страхователей планируют потратить 335,2 тыс. руб.
За первое полугодие 2014 года 10 страхователей использовали суммы страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Сумма использованных средств составила 638,3 тыс. руб.
В том числе:
- 2 страхователя приобрели средства индивидуальной защиты на сумму 242,5 тыс. руб.;
- 7 страхователей провели периодические медицинские осмотры работников на сумму 368,8 (121 осмотр);
- 1 страхователь провел обучение по охране труда 9 работников на сумму 27 тыс. руб.
В 2013 году 26 страхователям строительной отрасли были установлены надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Сумма надбавок составила 3908,1 тыс. руб., 1 страхователь получил скидку, сумма которой за год составила 90,9 тыс. руб.
На 2014 год надбавки установлены 25 страхователям. Скидки были установлены 3 страхователям, 4 страхователя получили отказ в установлении скидки.
По данным специалистов по государственному управлению охраной труда муниципальных образований во исполнение решения от 14.12.2011 выполнено следующее:
- аттестацию рабочих мест за пять лет (2009 - 2013 годы) провели 430 организаций отрасли. Аттестовано 7356 рабочих мест. Не проведена аттестация рабочих мест и не приступили к проведению специальной оценки: ООО "С" (г. Артем), ООО "Д" (г. Артем), ООО "Д-С" (г. Артем), ООО "Ц" (г. Артем), ООО "П" (г. Артем), ОАО ВМУ "Д" (г. Владивосток), ООО "Н" (г. Владивосток), ООО "К" (г. Владивосток), ООО "Э" (г. Арсеньев), ООО "Р" (г. Арсеньев), ООО "Ф" (г. Арсеньев), ООО "Ц" (г. Арсеньев), ООО "Т" (г. Арсеньев), ИП "К" (г. Арсеньев), ООО "С" (Кавалеровский м/р), ЗАО "А" (Кавалеровский м/р), ООО "С" (г. Спасск-Дальний), ООО "А" (Хасанский м/р), ООО "Э" (Хасанский м/р);
- не разработана система управления охраной труда в организациях: ООО фирма "В" (г. Владивосток), ОАО "П" (г. Владивосток), ООО "Д" (г. Владивосток), ООО "Р" (г. Арсеньев), ООО "Ф" (г. Арсеньев), ООО "Ц" (г. Арсеньев), ООО "Т" (г. Арсеньев);
- не проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами: ООО "А" (г. Арсеньев), ООО "Ф" (г. Арсеньев), ООО "Ц" (г. Арсеньев), ООО "Т" (г. Арсеньев), ООО "А" (Хасанский м/р), ООО "Э" (Хасанский м/р), ООО "Р" (Хасанский м/р), ООО УК "Х" (Хасанский м/р);
- не обеспечены средствами индивидуальной защиты в полном объеме: ООО "С" (г. Спасск-Дальний), ООО "В" (г. Спасск-Дальний), ООО "Б" (г. Спасск-Дальний), ООО "С" (г. Спасск-Дальний), ОАО "П" филиал "Х", ООО "А" (Хасанский м/р), ООО "Э" (Хасанский м/р), ООО "Г" (Хасанский м/р), ООО "Р" (Хасанский м/р).
------------------------------------------------------------------