По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Обзор Дальневосточного таможенного управления ФТС от 02.09.2014 N 16-01-17/13262 "Обзор решений, принятых Дальневосточным таможенным управлением по результатам рассмотрения жалоб на решения, действия таможенных органов и их должностных лиц за 1 полугодие 2014 года"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ОБЗОР
от 2 сентября 2014 г. № 16-01-17/13262
ОБЗОР РЕШЕНИЙ,
ПРИНЯТЫХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫМ ТАМОЖЕННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ
(БЕЗДЕЙСТВИЕ) ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ
ЛИЦ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2014 ГОДА
1. Использование при осуществлении таможенного контроля любой достоверной информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, не противоречит положениям статьи 111 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Не согласившись с решением таможни по классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС), ООО "Р" обратилось в Дальневосточное таможенное управление с жалобой. По мнению общества, принятие таможней решения по классификации товаров на основании документа, не являющегося заключением таможенного эксперта, является нарушением требований таможенного законодательства.
Исходя из положений пунктов 1 и 3 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза, товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В случае неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза.
Статьей 111 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 136 Сборника решений и разъяснений по классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров, приведенного в приложении к распоряжению ФТС России от 01.03.2012 № 34-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров", если дата изготовления транспортного средства не указана на транспортном средстве и не представлены регистрационные документы, или сведения о дате изготовления, указанной на транспортном средстве и в регистрационных документах, расходятся, то может быть использована любая достоверная информация, позволяющая определить дату изготовления, в том числе и информация, полученная от официальных представительств заводов - изготовителей транспортного средства в Российской Федерации.
При таможенном декларировании транспортных средств, в графе 33 ДТ был указан классификационный код 8704 23 910 8 ТН ВЭД ТС "Моторные транспортные средства для перевозки грузов, с двигателями с воспламенением от сжатия, полной массой более 20 т, новые".
При осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", проведено обследование заявленных в данной ДТ транспортных средств с привлечением специалиста Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала ЦЭКТУ г. Владивосток, в результате которого установлено, что обозначения номера кузова нанесены на рамы транспортных средств не заводом-изготовителем. Кроме того из Японии была получена информация, что указанные автомобили зарегистрированы на территории Японии и в Российскую Федерацию не экспортировались.
В целях определения характеристик транспортных средств, задекларированных в ДТ и изъятых при проведении оперативно-розыскных мероприятий, Экспертно-криминалистическим центром УМВД России по Приморскому краю было проведено автотехническое исследование, по результатам которого установлено, что исследуемые автомобили подвергались конструктивным изменениям с целью придания транспортным средствам идентификационных признаков, соответствующих 2010 году; идентификационные маркировки шасси (рамы) автомобилей не являются первоначальными и нанесены не заводом изготовителем; по результатам осмотра скрытых полостей, деталей и комплектующих элементов автомобилей установлено наличие специальных обозначений даты их изготовления, согласно которым представленные на исследование автомобили изготовлены во второй половине 1996 года и марте - апреле 1997 года. Из Японии была получена информация о датах выпуска транспортных средств, идентифицированных по номерам установленных на них двигателей. Согласно представленным сведениям автомашины произведены 10.09.1996 и 09.05.1997.
Так как товары № 1 и № 2, сведения о которых заявлены в ДТ, являются грузовыми транспортными средствами, предназначенными для перевозки грузов, с поршневым двигателем с воспламенением от сжатия (дизелем), с полной массой транспортного средства более 20 т, бывшими в эксплуатации, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, таможенный орган пришел к выводу, что в соответствии с Основными правилами интерпретации 1 и 6 они классифицируются в подсубпозиции 8704 23 990 3 ТН ВЭД ТС.
С учетом изложенного, поскольку таможенное законодательство Таможенного союза не содержит требований о принятии решений по классификации товаров исключительно на основании результатов таможенной экспертизы, использование для целей классификации товара иных сведений, полученных таможенными органами способами, не запрещенными таможенным законодательством, не противоречит положениям статьи 111 Таможенного кодекса Таможенного союза.
2. Дата выпуска транспортных средств определяется исходя из последовательности использования информации, определенной Соглашением от 18.06.2010, независимо от того на какой стадии таможенного контроля она была получена.
В Дальневосточное таможенное управление поступила жалоба физического лица, в которой заявитель в качестве одного из доводов выразил несогласие с действиями таможенного органа по определению момента выпуска ввезенного им транспортного средства, что привело к изменению ставки таможенной пошлины, налога и увеличению таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 354 Таможенного кодекса Таможенного союза товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 355 Таможенного кодекса Таможенного союза. В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенному декларированию в письменной форме подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов Таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории Таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию.
Согласно пункту 3 статьи 12 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" для целей исчисления таможенных пошлин, налогов момент выпуска и объем двигателя авто-, мототранспортных средств определяется в порядке, установленном приложением 6 к данному Соглашению.
Так, пунктом 1 приложения 6 к названному Соглашению установлено, что момент выпуска, то есть дата изготовления, рабочий объем двигателя авто-, мототранспортного средства определяются декларантом на основании:
1) сведений, содержащихся в документах, подтверждающих их регистрацию в государстве предыдущей регистрации;
2) информации производителя или генерального импортера, дилера, дистрибьютора или иного представителя интересов производителя в государстве - члене Таможенного союза, в том числе содержащейся на идентификационных наклейках или табличках либо закодированной в номере кузова авто-, мототранспортного средства;
3) иных вспомогательных источников информации.
То есть вспомогательные источники информации используются только при отсутствии сведений или документов, указанных в подпунктах 1 или 2 пункта 1 вышеуказанного приложения.
В качестве подтверждения даты выпуска транспортного средства декларантом в таможенный пост была представлена распечатанная Интернет-страница сайта www.drom.ru. Поскольку иной информацией таможенный орган не располагал, выпуск товара осуществлен на основе предоставленных декларантом сведений.
Пунктом 2 приложения 6 к указанному Соглашению закреплено право таможенного органа после завершения таможенных операций, связанных с выпуском авто-, мототранспортного средства, в целях контроля сведений о моменте выпуска и (или) рабочем объеме цилиндров двигателя авто-, мототранспортного средства запросить информацию у представителя интересов производителя авто-, мототранспортного средства в государстве - члене Таможенного союза.
С целью получения сведений о фактической дате выпуска автомобиля, поступившего в адрес "Х", таможенным органом от представительства компании "Тойота Мотор Корпорейшн" (Япония) в г. Санкт-Петербурге была получена информация о точной дате выпуска вышеуказанного транспортного средства.
Таким образом, наличие информация производителя о дате выпуска транспортного средства исключает использование иных вспомогательных источников данных сведений, в связи с чем действия таможенного органа по определению момента выпуска ввезенного им транспортного средства на основании информации производителя являются правомерными.
3. Ссылка на подпункт 3 пункта 4 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза в листе отказа в регистрации декларации без указания конкретной информации о том, какие именно условия, предусмотренные статьями 180 - 182 Таможенного кодекса Таможенного союза, не соблюдены декларантом при ее подаче, может являться причиной отмены решения об отказе в регистрации ДТ.
ООО "З" не согласившись с решением таможенного поста об отказе в регистрации декларации на товары, оформленным листом отказа в регистрации ДТ, обратилось с жалобой, из текста которой следует, что указанное решение является неправомерным, поскольку все необходимые сведения, предусмотренные статьей 180 - 182 Таможенного кодекса Таможенного союза, были декларантом указаны в ДТ. Кроме того, по мнению общества, таможенный орган обязан указать в своем решении, какие именно сведения отсутствуют в декларации на товары.
Согласно пункту 1 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации в случае, если в таможенной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные статьями 180 - 182 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 5 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза отказ в регистрации таможенной декларации оформляется должностным лицом таможенного органа в письменной форме с указанием причин отказа. Пунктом 11 Инструкции о порядке регистрации или отказе в регистрации декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 262, установлено, что при наличии оснований для отказа в регистрации декларации на товары должностное лицо оформляет лист отказа в регистрации декларации на товары в двух экземплярах по форме, установленной приложением 2 к данной Инструкции, с обязательным указанием причин отказа в регистрации.
В листе отказа в регистрации ДТ, ссылаясь на подпункт 3 пункта 4 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза, в качестве причины отказа в регистрации декларации на товары, поданной ООО "З", должностное лицо таможенного поста указало на отсутствие всех необходимых сведений. Однако в нарушение вышеуказанных положений таможенного законодательства Таможенного союза, мотивировав в данном случае решение об отказе в регистрации декларации на товары ссылкой на подпункт 3 пункта 4 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенный пост не указал конкретные причины отказа в регистрации. Информация о том, какие именно сведения, предусмотренные статьей 181 Таможенного кодекса Таможенного союза, не указаны обществом в декларации на товары, в решении таможенного поста об отказе в ее регистрации не содержится.
При таких обстоятельствах решение таможенного поста об отказе в регистрации декларации на товары, оформленное листом отказа в регистрации ДТ, не соответствует требованиям, установленным пунктом 5 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза и пунктом 11 Инструкции о порядке регистрации или отказе в регистрации декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 262, и, следовательно, является неправомерным.
4. Хищение товаров не является основанием прекращения у декларанта обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Дальневосточным таможенным управлением получена жалоба ОАО "Р" на действия таможни, выразившиеся в выставлении требования об уплате таможенных платежей. В обоснование своей позиции заявитель указал, что товары были похищены третьими лицами и впоследствии приобщены в качестве вещественных доказательств к материалам уголовного дела на основании постановления органа МВД России, которое общество относит к действиям непреодолимой силы, что в свою очередь, по мнению ОАО "Р", является основанием для прекращения обязанности по уплате таможенных платежей.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 227 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом транзитной декларации и прекращается при завершении таможенной процедуры таможенного транзита в соответствии с пунктом 6 статьи 225 данного кодекса, за исключением случая, когда во время действия этой процедуры наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза. В частности, подпункт 3 пункта 2 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза предусматривает прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в случае уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.
Вместе с тем, понятие "непреодолимой силы" таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле не определено, поэтому согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в данном случае следует применять термины, определенные гражданским и иным законодательством Российской Федерации. Так, пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации относит к непреодолимой силе чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, то есть квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии таких характеристик, как чрезвычайность и непредотвратимость. К таким обстоятельствам относятся преимущественно разного рода стихийные явления (землетрясения, наводнения, пожары и т.д.), а также ряд явлений общественной жизни (военные действия, эпидемия и т.д.). Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, при этом отличие непреодолимой силы от случая и жизненного риска в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2012 № 3352/12 по делу № А40-25926/2011-13-230).
Учитывая вышеприведенное понятие непреодолимой силы, факт хищения к ней не относится ввиду отсутствия таких характеристик, как чрезвычайность (исключительность) и объективная непредотвратимость. Таким образом, не может являться основанием для прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 227 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза факт хищения товаров. Кроме того, постановление органа МВД России о приобщении похищенных товаров к материалам уголовного дела, которое заявитель относит к действиям непреодолимой силы, является следствием факта хищения, а не самим обстоятельством, с наступлением которого законодательство связывает прекращение обязательств. В этой связи довод общества об утрате части товаров, задекларированных в транзитной декларации, вследствие действия непреодолимой силы является необоснованным.
5. Уведомление декларанта о проведении таможенного контроля в форме проверки документов и сведений и привлечение его к участию в ней является правом таможенного органа, а не обязанностью.
Не согласившись с действиями таможни, выразившимися в осуществлении корректировки таможенной стоимости товара после выпуска товара, ООО "И" обратилось с жалобой в Дальневосточное таможенное управление. Заявитель указал в жалобе на отсутствие законных оснований для проведения проверки сведений о таможенной стоимости и на нарушение его прав, поскольку таможня не уведомила общество о проведении проверки и не привлекла его к участию в ней.
В соответствии со статьей 99 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 данного кодекса. Одной из форм таможенного контроля является проверка документов и сведений, в рамках которой согласно пункту 1 статьи 111 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления. При этом таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах (пункт 3 статьи 111 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Таким образом, приведенные нормы таможенного законодательства Таможенного союза, предусматривающие право таможенного органа проверять после выпуска товаров документы и заявленные сведения (в том числе о таможенной стоимости товаров), являются достаточными правовыми основаниями для проведения такой проверки. При этом Таможенный кодекс Таможенного союза не содержит норм, обязывающих таможенный орган уведомлять декларанта о проведении таможенного контроля в форме проверки документов и сведений и привлекать его к участию в ней. Учитывая изложенное, доводы заявителя об отсутствии законных оснований для проведения проверки сведений о таможенной стоимости товаров и о нарушении его прав, выразившихся в не уведомлении о проведении проверки и не привлечении к участию в данной проверке, не нашли своего подтверждения.
Заместитель начальника управления -
начальник правовой службы
В.А.АЛТУФЬЕВА
------------------------------------------------------------------