По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 29.08.2014 N 2-5190/14 <О признании недействующим пункта 2 муниципального правового акта города Владивостока от 28.04.2014 N 108-МПА "О внесении изменений в приложение к решению Думы города Владивостока от 17.11.2005 N 130 "О налоге на имущество физических лиц на территории Владивостокского городского округа">
ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 августа 2014 г. № 2-5190/14
(извлечение)
Ленинский районный суд <адрес> края,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора <адрес> о признании нормативного акта Думы <адрес> противоречащим закону и недействующим,
установил:
И.о. прокурора <адрес> обратился в суд с указанным заявлением, просил пункт 2 муниципального правового акта <адрес> от дд.мм.гггг N№ "О внесении изменений в приложение к решению Думы <адрес> от дд.мм.гггг № "О налоге на имущество физических лиц на территории Владивостокского городского округа" признать противоречащим закону и недействующим с момента принятия.
В судебном заседании представитель заявителя настаивала на удовлетворении требований в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Думы <адрес> возражал против удовлетворения требований по доводам и основаниям письменного отзыва.
Представитель администрации <адрес> возражала против удовлетворения требований, представила письменный отзыв.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела в их совокупности, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Думой <адрес> принят муниципальный правовой акт <адрес> от дд.мм.гггг N№ "О внесении изменений в приложение к решению Думы <адрес> от дд.мм.гггг № "О налоге на имущество физических лиц на территории Владивостокского городского округа".
Муниципальный правовой акт <адрес> от дд.мм.гггг N№ опубликован дд.мм.гггг в газете "Владивосток", № (5237).
Согласно пункту 2 муниципального правового акта <адрес> от дд.мм.гггг NN, он вступает в силу со дня официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с дд.мм.гггг.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Частью 1 статьи 47 Федерального закона от дд.мм.гггг № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Согласно части 2 ст. 5 Закон РФ от дд.мм.гггг № 2003-1 (ред. от 02.11.2013) "О налогах на имущество физических лиц", налог на имущество физических лиц уплачивается ежегодно.
Федеральным законом от дд.мм.гггг № 306-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 306-ФЗ) внесены изменения в Закон Российской Федерации от дд.мм.гггг № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон № 2003-1) в части определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.
Согласно новой редакции пункта 1 статьи 3 Закона № 2003-1 ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор. Данные изменения вступили в силу с дд.мм.гггг.
Таким образом, аргумент администрации <адрес> о том, что оспариваемый муниципальный акт от дд.мм.гггг № 108-МПА не относится к категории актов законодательства о налогах, основан на неверном толковании норм права.
В соответствии с пунктом 5 Закона № 306-ФЗ положения Закона № 2003-1 применяются начиная с исчисления налога на имущество физических лиц за 2013 год.
Исходя из пояснений представителя ИФНС ФИО7, привлеченной к участию в деле в качестве специалиста, согласно новой редакции пункта 2 статьи 5 Закона № 2003-1 налог на имущество физических лиц будет исчисляться на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до дд.мм.гггг.
При этом налог на имущество физических лиц за дд.мм.гггг год будет исчислен без коэффициента-дефлятора.
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации коэффициент-дефлятор устанавливается ежегодно на каждый следующий календарный год федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.
Согласно позиции Конституционного суда, выраженной в Постановлении от дд.мм.гггг № 17-П, возлагая на граждан обязанность платить законно установленные налоги и сборы, Конституция Российской Федерации вместе с тем гарантирует защиту их прав в тех случаях, когда налоги не являются законно установленными либо когда закону, устанавливающему новые налоги или ухудшающему положение налогоплательщиков, придается обратная сила. Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков (статья 57 Конституции Российской Федерации), имеет гарантирующее значение во взаимоотношениях личности и публичной власти в финансово-налоговой сфере и призвано обеспечить устойчивость в отношениях по налогообложению, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения. Это означает, что недопустимо не только придание таким законам обратной силы путем прямого указания об этом в самом законе, но и принятие законов, по своему смыслу имеющих обратную силу, хотя бы и без особого указания об этом в тексте закона (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от дд.мм.гггг № 13-П).
Кроме того, в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в ряде его решений (постановления от дд.мм.гггг № 2-П, от дд.мм.гггг № 11-П и др.), в силу конституционного императива законности установления налогов и сборов предъявляются требования не только к форме, процедуре принятия и содержанию соответствующих актов, но и к порядку их введения в действие. Этим обусловливается необходимость определения законодателем разумного срока, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Налогоплательщик в целях организации планирования хозяйственной деятельности должен быть заблаговременно осведомлен о составе и содержании своих налоговых обязательств, с тем чтобы иметь возможность заранее учесть связанные с этим затраты в рамках расходов на осуществление экономической деятельности.
Суд, с учетом пояснений представителя ИФНС, принимая во внимание содержание письма Минэкономразвития России от дд.мм.гггг NN, считает, что установление коэффициента-дефлятора возможно только в дд.мм.гггг году и, соответственно, для налогообложения имущества физических лиц последний будет применяться при расчете налога за дд.мм.гггг год по сроку уплаты налогоплательщиками не позднее дд.мм.гггг.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
На основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от дд.мм.гггг № "Об установлении коэффициентов-дефляторов на дд.мм.гггг год" коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации равен - 1,216.
Учитывая, что при умножении на коэффициент-дефлятор налог на имущество физических лиц повышается, изменения в указанный муниципальный правовой акт не могут распространяться на отношения, возникшие до его действия.
Принимая во внимание формулировку оспариваемого пункта МПА - "Настоящий муниципальный правовой акт вступает в силу со дня его официального опубликования (дд.мм.гггг в газете "<адрес>, № (N) и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с дд.мм.гггг г.", суд приходит к выводу, что оспариваемое положение придает законодательству о налогах и сборах, ухудшающему положение налогоплательщика, обратную силу и порождает правовую неопределенность, недопустимую в соответствии с вышеприведенной позицией Конституционного суда РФ.
Таким образом, пункт 2 муниципального правового акта противоречит требованиям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Ч. 3 указанной статьи предусматривает, что решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление и.о. прокурора <адрес> о признании нормативного акта Думы <адрес> противоречащим закону и недействующим - удовлетворить.
Признать противоречащим закону и недействующим с момента принятия пункт 2 муниципального правового акта <адрес> от дд.мм.гггг N№ "О внесении изменений в приложение к решению Думы <адрес> от дд.мм.гггг № "О налоге на имущество физических лиц на территории <адрес>".
Обязать Думу <адрес> официально опубликовать сообщение о принятом по делу решении.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения.
------------------------------------------------------------------