Определение Приморского краевого суда от 21.08.2014 N 33-7318 <Об оставлении без изменения решения Ленинского районного суда г. Владивостока от 27.05.2014 N 2-3837/2014, которым были признаны частично недействующими пункты 2.10, 2.12 муниципального правового акта от 02.08.2013 N 57-МПА "Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Владивостоке">



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 августа 2014 г. № 33-7318

(извлечение)

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Приморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Думе города Владивостока, администрации города Владивостока о признании противоречащим закону и недействующим в части муниципального правового акта от 2 августа 2013 года № 57-МПА "Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Владивостоке" по апелляционной жалобе администрации города Владивостока и апелляционной жалобе Думы города Владивостока на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 21 мая 2014 года, которым заявление удовлетворено в части: пункт 2.10 муниципального правового акта от 2 августа 2013 года № 57-МПА "Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Владивостоке" в части определения утилизации отходов как деятельности по обезвреживанию отходов признан противоречащим закону и недействующим со дня вступления в законную силу данного решения суда; пункт 2.12 муниципального правового акта от 2 августа 2013 года № 57-МПА "Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Владивостоке" в части установления обязанности наличия лицензии для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по утилизации отходов признан противоречащим закону и недействующим со дня вступления в законную силу данного решения суда; на Думу города Владивостока возложена обязанность опубликовать решение суда в официальных изданиях Думы города Владивостока газетах: "Владивосток", "Вестник Думы города Владивостока".
Заслушав доклад судьи С.С.Е., выслушав объяснения представителя администрации города Владивостока К.С.И. и представителя Думы города Владивостока Ш.Н.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Н.Ф.А., судебная коллегия

установила:

Приморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что 2 августа 2013 года Думой города Владивостока принят муниципальный правовой акт № 57-МПА "Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Владивостоке". Пункты 2.10, 2.12 указанного нормативно-правового акта противоречат требованиям федерального законодательства в силу приравнивания деятельности по обезвреживанию и утилизации отходов, и регламентации ее осуществления только при наличии соответствующей лицензии на специальных объектах. Данные требования не соответствуют требованиям действующего федерального законодательства, поскольку федеральное законодательство разграничивает деятельность по утилизации и захоронению отходов, не предполагает лицензирование деятельности по утилизации. Деятельность по захоронению отходов вместе с хранением отходов относится к размещению отходов, тогда как утилизация отходов, в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 14 августа 2013 года № 298 "Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации" - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая: повторное использование, повторное использование по прямому назначению, возврат после соответствующей подготовки в производственный цикл, извлечение ценных компонентов для их повторного использования. В соответствии с требованиями "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий. Тогда как понятие "захоронение" отходов не предусматривает возможности их дальнейшего использования, вследствие переработки. Также не предусмотрена возможность дальнейшего использования отходов вследствие их обезвреживания. В соответствии с требованиями статей 5, 6 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к обязательным видам деятельности, подлежащим лицензированию относит обезвреживание, а вопросы и порядок осуществления лицензирования отнесен исключительно к компетенции федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, т.е. не входят в компетенцию органов местного самоуправления. Считает, что пункты 2.10 и 2.12 данного нормативно-правового акта приняты в нарушение требований пункта 13 статьи 7 Федерального закона "О противодействии коррупции", которым установлен запрет на установление необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности. Просит суд признать пункт 2.10 муниципального правового акта от 2 августа 2013 года № 57-МПА "Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Владивостоке" противоречащим закону и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда; признать пункт 2.12 муниципального правового акта от 2 августа 2013 года № 57-МПА "Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Владивостоке" противоречащим закону и отменить в части установления обязанности наличия лицензии для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по утилизации отходов; обязать Думу города Владивостока опубликовать решение суда в официальных изданиях Думы города Владивостока газетах: "Владивосток", "Вестник Думы города Владивостока".
В судебном заседании прокурор на требованиях настаивал.
Представитель Думы города Владивостока с требованиями не согласился, пояснив, что действующее законодательство не содержит однозначного определения понятия утилизации отходов. В соответствии с ГОСТ 30772-2001 утилизация относится к этапам обращения с отходами. Пункт 2.12 оспариваемого акта не обязывает юридические лица иметь лицензию на утилизацию, не связанную с обезвреживанием и размещением отходов I - IV классов опасности.
Представитель администрации города Владивостока возражал против удовлетворения заявления, указав, что федеральным законодательством понятие "утилизация отходов" не урегулировано в той мере, в какой оно могло быть обязательным для применения и использования лицами, в том числе субъектами правотворческой деятельности.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласилась администрация города Владивостока и Дума города Владивостока, в апелляционных жалобах ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Пунктом 2.10 Положения об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Владивостоке установлено, что утилизация отходов - деятельность по использованию или обезвреживанию отходов.
Пунктом 2.12 Положения об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Владивостоке установлено, что объект по утилизации (захоронению) отходов - специально оборудованное сооружение, используемое юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях утилизации (захоронения) отходов, осуществляющим деятельность по утилизации (захоронению) отходов при наличии лицензии на соответствующий вид деятельности в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Оспариваемым нормативно-правовым актом регулируются правоотношения, связанные с деятельностью, в процессе которой образуются отходы.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления (далее - отходы) являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Захоронением отходов является изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
К обезвреживанию отходов относится обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Утилизацией отходов определяется как деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий ("ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст).
В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, в соответствии с которой индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Суд, удовлетворяя требования прокурора, верно пришел к выводу о том, что пункт 2.10 в части определения утилизации отходов как деятельности по обезвреживанию отходов противоречит действующему законодательству, поскольку такая деятельность не может быть приравнена к деятельности по утилизации отходов.
Признавая противоречащим закону пункт 2.12 Положения, суд правильно указал, что оспариваемая норма, позволяет прийти к выводу, о том, что деятельность по утилизации (захоронению) отходов осуществляется при наличии лицензии на соответствующий вид деятельности, что противоречит нормам действующего законодательства.
Исходя из положений статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов подлежит лицензированию.
Между тем, действующее законодательство не наделяет орган местного самоуправления полномочиями по организации лицензирования деятельности при обращении с отходами. Лицензирование деятельности по сбору, использованию обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1 - 4 класса опасности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
При этом, на такой вид деятельности как утилизация отходов не требуется наличие лицензии для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по утилизации отходов.
При таких обстоятельствах, оснований к отмене решения суда не имеется. Доводы апелляционной жалобы были предметом оценки судом первой инстанции и не опровергают выводов суда. Доводов, которые бы в соответствии со статьей 330 ГПК РФ могли явиться основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:


решение Ленинского районного суда города Владивостока от 21 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.


------------------------------------------------------------------