По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Протест прокурора Приморского края от 08.08.2014 N 7/2-7-2014 "На абзацы 3, 4, 7 п. 5.1, п. 13.1.1, п. 13.2.1, п. 14.1, п. 15.2.3, п. 15.2.4, п. 15.3.4, п. 15.3.5, п. 15.4.4, п. 15.4.5, п. 15.5, п. 15.5.2, п. 15.5.3, 15.5.4, п. 16.1.1, п. 16.1.3, п. 16.1.4, абзацы 1, 3 п. 16.2.2, абзац 19 раздела V приказа государственной жилищной инспекции Приморского края от 10.07.2014 N 51-09-843 "Об утверждении административного регламента государственной жилищной инспекции Приморского края по исполнению государственной функции регионального государственного жилищного надзора на территории Приморского края"
ПРОКУРАТУРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРОТЕСТ
от 8 августа 2014 г. № 7/2-7-2014
НА АБЗАЦЫ 3, 4, 7 П. 5.1, П. 13.1.1,
П. 13.2.1, П. 14.1, П. 15.2.3, П. 15.2.4,
П. 15.3.4, П. 15.3.5, П. 15.4.4, П. 15.4.5,
П. 15.5, П. 15.5.2, П. 15.5.3, 15.5.4, П. 16.1.1,
П. 16.1.3, П. 16.1.4, АБЗАЦЫ 1, 3 П. 16.2.2, АБЗАЦ
19 РАЗДЕЛА V ПРИКАЗА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 10.07.2014 № 51-09-843 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ
ИНСПЕКЦИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ФУНКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО
НАДЗОРА НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ"
10.07.2014 приказом государственной жилищной инспекции Приморского края № 51-09-843 утвержден административный регламент государственной жилищной инспекции по предоставлению государственной функции регионального государственного жилищного надзора на территории Приморского края (далее - Административный регламент).
Так, абзацами 3, 4, 7 пункта 5.1 Административного регламента предусмотрено, что должностные лица государственной жилищной инспекции Приморского края (далее - Инспекция) при осуществлении регионального государственного жилищного надзора в Приморском крае имеют право:
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя (заместителя руководителя) Инспекции о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;
выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям (далее - предписание);
обращаться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований ЖК РФ, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.
Вместе с тем, в соответствии с ч. ч. 5, 6 ст. 20 ЖК РФ (в ред. от 28.06.2014 № 200-ФЗ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 ЖК РФ, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказание услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 ЖК РФ лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме правомерность утверждения условий данных договоров;
выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствии устава товарищества собственников жилья, жилищно-строительного, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд заявлениями:
1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;
2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;
3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;
4) в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушений обязательных требований.
Пунктом 13.1.1 Административного регламента установлено, что план проверок органов государственной власти Приморского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на год формируется руководителем Инспекции. План утверждается руководителем Инспекции, либо его заместителем до 1 ноября текущего года.
В то же время, частью 2.3 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что плановые проверки деятельности органов местного самоуправления должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации.
Органы государственного контроля (надзора) направляют в прокуратуру соответствующего субъекта Российской Федерации проекты ежегодных планов проведения проверок деятельности органов местного самоуправления должностных лиц местного самоуправления не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок.
Указанные проекты рассматриваются прокуратурой субъекта Российской Федерации на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) с внесением предложений руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок.
Прокуратура субъекта Российской Федерации на основании представленных органами государственного контроля (надзора) проектов, формирует ежегодный план не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок.
Таким образом, формирование и утверждение руководителем Инспекции, либо его заместителем плана проверок органов местного самоуправления до 1 ноября текущего года противоречит ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ.
Кроме того, ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) установлено, что ежегодный план проведения плановых проверок утверждается только руководителем органа государственного контроля (надзора).
Пунктом 13.2.1 Административного регламента предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в Инспекцию обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти Приморского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Вместе с тем, ч. 4.2 статьи 20 ЖК РФ (в ред. от 28.06.2014 № 200-ФЗ) предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 ЖК РФ лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Пункт 14.1 Административного регламента противоречит ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ в части проведения проверок в отношении органов местного самоуправления.
Порядок проведения проверок в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц установлен ст. 77 Федерального закона № 294-ФЗ. Требования Федерального закона № 294-ФЗ к данным проверкам не применяются.
Таким образом, указание на проверки в отношении органов местного самоуправления в пункты 15.2.3, 15.2.4, 15.3.4, 15.3.5, 15.4.4, 15.4.5, 15.5, 15.5.2, 15.5.3, 15.5.4, 16.1.1, 16.1.3, 16.1.4 Административного регламента подлежат исключению.
Пунктом 16.1 Административного регламента предусмотрено, административное действие - выдача предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и контроль за полнотой его исполнения.
Статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства.
Абзацем 1 пункта 16.2.2 Административного регламента предусмотрено, что в случае выявления нарушений, подпадающих под состав административного правонарушения, предусмотренных статьей 6.24, статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 7.23.1, частями 4 и 5 статьи 9.16 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно. Копия протокола об административном правонарушении вручается проверяемому лицу, его уполномоченному представителю под расписку.
Ст. 23.55 КоАП РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, рассматривают дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.24 данного кодекса (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов).
Однако, в абзаце 1 пункта 16.2.2 Административного регламента не предусмотрены основания возбуждения дела об административном правонарушении за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства по ст. 19.5 КоАП РФ.
Кроме того, несмотря на то, что ст. 23.55 КоАП РФ наделяет должностных лиц инспекции полномочиями по рассмотрению дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.24 КоАП РФ по факту курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, в то же время Административный регламент предусматривает, что должностные лица инспекции вправе составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном по ст. 6.24 КоАП РФ (Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах), в том числе на территориях и помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг области физической культуры и спорта; в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта; на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами; на автозаправочных станциях и др.
В соответствии с под. "д" ч. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 - принятие в части нормативного правового акта за пределами компетенции является коррупциогенным фактором, устанавливающим правоприменителем нарушения компетенции органов государственной власти (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов в части.
Абзацем 3 пункта 16.2.2 Административного регламента предусмотрено, что протокол об административном правонарушении является основанием возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с главой 28 КоАП РФ.
Частью 4 ст. 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
Кроме того, абзацем 19 раздела V (порядок обжалования решений и действий инспекции, а также ее должностных лиц) предусмотрено, что в случае, если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на него не дается, о чем в течение семи дней со дня ее регистрации сообщается заявителю, если его фамилия, наименование и почтовый адрес поддаются прочтению.
Вместе с тем, ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" указано, что в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 22, ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
предлагаю:
1. Абзацы 3, 4, 7 п. 5.1, п. 13.1.1, п. 13.2.1, п. 14.1, п. 15.2.3, п. 15.2.4, п. 15.3.4, п. 15.3.5, п. 15.4.4, п. 15.4.5, п. 15.5, п. 15.5.2, п. 15.5.3, 15.5.4, п. 16.1.1, п. 16.1.3, п. 16.1.4, абзацы 1, 3 п. 16.2.2, абзац 19 раздела V приказа государственной жилищной инспекции Приморского края от 10.07.2014 № 51-09-843 "Об утверждении административного регламента государственной жилищной инспекции Приморского края по исполнению государственной функции регионального государственного жилищного надзора на территории Приморского края" привести в соответствие с действующим законодательством и исключить коррупциогенный фактор.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
3. О дате и времени рассмотрения протеста уведомить прокуратуру края для участия.
4. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру Приморского края в письменной форме. К информации необходимо приложить документы, подтверждающие фактическое устранение нарушений закона.
Первый заместитель прокурора края
советник юстиции
В.Р.ШАЙБЕКОВ
------------------------------------------------------------------