По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.08.2014 N А51-18522/2014 <О признании недействующим подпункта 11 пункта 4, муниципального правового акта от 15.11.2013 N 119-МПА "Об установлении земельного налога на территории Новонежинского сельского поселения на 2014 год" в части, устанавливающей ставку земельного налога на земельные участки для размещения железнодорожных вокзалов>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 августа 2014 г. № А51-18522/2014
(извлечение)
Резолютивная часть решения суда оглашена 29.07.2014.
Мотивированное решение суда изготовлено 05.08.2014.
Арбитражный суд Приморского края,
рассмотрев в судебном заседании заявление заместителя Дальневосточного транспортного прокурора
к Муниципальному комитету Новонежинского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края
о признании недействующим пп. 11 п. 4 муниципального правового акта от 15.11.2013 № 119-МПА,
установил:
Заместитель Дальневосточного транспортного прокурора (далее по тексту - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим пп. 11 п. 4 муниципального правового акта от 15.11.2013 № 119-МПА "Об установлении земельного налога на территории Новонежинского сельского поселения на 2014 год" (далее по тексту - МПА от 15.11.2013 № 119-МПА), изданного муниципальным комитетом Новонежинского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края (далее - муниципальный комитет), в части, устанавливающей ставку земельного налога на земельные участки для размещения железнодорожных вокзалов.
Представитель муниципального комитета в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление, имеющееся в материалах дела.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителя муниципального комитета по имеющимся в материалах дела документам.
В обоснование заявленного требования представитель Дальневосточной транспортной прокуроры пояснил, что МПА от 15.11.2013 № 119-МПА не соответствует пункту 2 статьи 388 Налогового кодекса РФ, части 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" в части, устанавливающей ставку земельного налога на земельные участки для размещения железнодорожных вокзалов. По мнению заявителя, МПА от 15.11.2013 № 119-МПА принят комитетом с превышением компетенции, поскольку земельный участок для размещения железнодорожного вокзала имеет статус федеральной собственности, подлежит передаче только в аренду или безвозмездное пользование, не облагается местным земельным налогом, в связи с чем органы местного самоуправления не уполномочены устанавливать налоговые ставки на данную категорию земель.
Муниципальный комитет представил отзыв на заявление, согласно которому с доводами заявителя не согласен в полном объеме.
Выслушав доводы заявителя, изучив материалы дела, судебная коллегия установила следующее.
Подпунктом 11 пункта 4 муниципального правового акта от 15.11.2013 № 119-МПА, изданного муниципальным комитетом Новонежинского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края, установлена налоговая ставка 1,5% на земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов.
Указанный МПА опубликован 28.11.2013 в газете "Взморье" спецвыпуск № 47 (1854), являющейся официальным источником опубликования нормативно-правовых актов органов местного самоуправления (п. 2 ст. 50 Устава Новонежинского сельского поселения).
Посчитав, что подпункт 11 пункта 4 МПА от 15.11.2013 № 119-МПА, устанавливающий ставку земельного налога на земельные участки для размещения железнодорожных вокзалов, противоречит требованиям федерального законодательства, заместитель Дальневосточного транспортного прокурора обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Судебная коллегия находит, что заявленное требование подлежит удовлетворению в силу следующего.
Пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относит, в частности, установление, изменение и отмену местных налогов и сборов поселения.
Согласно пункту 1 статьи 15 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к числу местных налогов, который устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать на основании настоящего Кодекса и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований; обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 4 статьи 12, пункт 1 статьи 387 НК РФ).
По смыслу пункта 1 статьи 17 и пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые, в частности, федеральным транспортом, путями сообщения, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода и охранных зон железных дорог (пункт 2 статьи 90 ЗК РФ).
Согласно абзацам 3, 4 пункта 3 статьи 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Постановлением Правительства от 29.04.2006 № 264 определено, что пользование земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги" для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, ограниченных в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закон об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта, а также земельными участками, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО "Российские железные дороги".
В соответствии с приказом Минэкономразвития и торговли России от 04.12.2006 № 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 16.01.2007 № 8750) утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные ОАО "Российские железные дороги" по субъектам Российской Федерации.
Как следует из представленного в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права от 25.07.2003 25-АА № 327308, земельный участок площадью 2648100 кв. м под объекты железнодорожного транспорта, расположенный в Шкотовском районе от станции Смоляниново до границы раздела с муниципальным образованием г. Партизанск (47 - 85,1 км), является собственностью Российской Федерации, о чем в ЕГРП сделана запись № 25-1/8-12/2003-268.
В границах указанного земельного участка расположена станция Новонежино. На основании договора № 14/14 от 01.12.2003 земельный участок передан в аренду ОАО "РЖД" под объекты железнодорожного транспорта до 01.12.2052.
Оспариваемый МПА от 15.11.2013 № 119-МПА является нормативным правовым актом, изданным органом местного самоуправления.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты по вопросам местного значения, которые не должны противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, муниципальные правовые акты не должны противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Поскольку земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных вокзалов, являются федеральной собственностью, подлежат передаче только в аренду или в безвозмездное пользование, соответственно, не облагаются местным земельным налогом, то органы местного самоуправления не уполномочены устанавливать налоговые ставки на данную категорию земель.
Учитывая изложенное, оспариваемый МПА в части установления ставок земельного налога за земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных вокзалов, принят муниципальным комитетом с превышением компетенции.
В силу пункта 2 части 2 статьи 195 АПК РФ суд признает оспариваемый нормативный акт не действующим полностью или в части, установив его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
МПА от 15.11.2013 № 119-МПА в части, устанавливающей ставку земельного налога на земельные участки для размещения железнодорожных вокзалов, не соответствует пункту 2 статьи 388 Налогового кодекса РФ, части 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", в связи с чем является недействующим в указанной части.
Учитывая изложенное, заявленное требование является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решила:
Признать пп. 11 п. 4 муниципального правового акта от 15.11.2013 № 119-МПА "Об установлении земельного налога на территории Новонежинского сельского поселения на 2014 год", принятого муниципальным комитетом Новонежинского сельского поселения, в части, устанавливающей ставку земельного налога на земельные участки для размещения железнодорожных вокзалов, не соответствующим пункту 2 статьи 388 Налогового кодекса РФ, части 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
------------------------------------------------------------------