По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Определение Приморского краевого суда от 24.07.2014 N 33-6376 <Об оставлении без изменения решения Кировского районного суда Приморского края от 29.04.2014, которым был признан недействующим пункт 7.2 Положения "О пенсионном обеспечении муниципальных служащих Кировского муниципального района", утв. решением Думы Кировского муниципального района от 29.04.2011 N 163>
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2014 г. № 33-6376
(извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кировского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части по апелляционной жалобе администрации Кировского муниципального района Приморского края на решение Кировского районного суда Приморского края от 29 апреля 2014 года, которым заявление прокурора Кировского района удовлетворено частично: п. 7.2 Положения "О пенсионном обеспечении муниципальных служащих Кировского муниципального района", принятого решением Думы Кировского муниципального района № 163 от 29 апреля 2011 года, признан недействующим с момента вступления решения в законную силу; сообщение о решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в официальном источнике опубликования - в приложении "Деловой вестник" к газете "Сельская новь". В удовлетворении остальной части требований отказано.
Заслушав доклад судьи К.Я.Г., объяснения представителя администрации Кировского муниципального района Приморского края - Ш.И.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Н.Ф.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Кировского района обратился в суд с указанным заявлением в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что в результате проведенной прокуратурой Кировского района проверки соблюдения администрацией Кировского муниципального района требований действующего законодательства в сфере пенсионного обеспечения установлено, что отдельные нормы Положения "О пенсионном обеспечении муниципальных служащих Кировского муниципального района", утвержденного решением Думы Кировского муниципального района от 29 апреля 2011 года № 163, противоречат нормам действующего законодательства. Действующим законодательством определен порядок перерасчета размера пенсий, который устанавливает, что перерасчет размера пенсий производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за перерасчетом. В нарушение требований федерального законодательства п. 7.2 Положения "О пенсионном обеспечении муниципальных служащих Кировского муниципального района" позволяет администрации Кировского муниципального района предъявлять завышенные требования к лицу, имеющему право на перерасчет размера пенсии за выслугу лет с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили указанные выше обстоятельства. Неверное трактование закона, изложенное в п. 5.2 Положения, влечет за собой нарушение конституционных прав граждан на своевременное социальное обеспечение по возрасту. Положением не предусмотрено установленное ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" условие назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим. Просит признать недействующими пункты 7.2, 5.2 Положения "О пенсионном обеспечении муниципальных служащих Кировского муниципального района", утвержденного решением Думы Кировского муниципального района от 29 апреля 2011 года № 163, как не соответствующие федеральному законодательству РФ.
В дальнейшем помощник прокурора уточнил требования, просил признать недействующими пункты 7.2, 5.1 Положения "О пенсионном обеспечении муниципальных служащих Кировского муниципального района", утвержденного решением Думы Кировского муниципального района от 29 апреля 2011 года № 163, как не соответствующие федеральному законодательству РФ.
Помощник прокурора в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации Кировского муниципального района не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что Положение "О пенсионном обеспечении муниципальных служащих Кировского муниципального района" регулирует порядок назначения и выплаты пенсий за выслугу лет муниципальным служащим Кировского муниципального района и не может регулироваться Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в РФ". Размер пенсии за выслугу лет должен пересчитываться с момента изменения трудовой пенсии, т.е. с 1 дня его изменения. Иное толкование закона приведет к получению лицами, имеющими право на получение пенсии за выслугу лет, в месяц увеличения размера трудовой пенсии завышенной пенсии за выслугу лет, что является недопустимым. Положения п. 5.1 также не противоречат действующему законодательству, устанавливают обязанность выплачивать пенсию ежемесячно, т.е. за текущий месяц.
Представитель Думы Кировского муниципального района в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе администрации Кировского муниципального района ставится вопрос об отмене решения в связи с неправильным применением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 72 (пп. "ж", "н" ч. 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24).
Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст. 7 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
В этой связи, как Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (п. 4 ст. 7), так и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 24) исходят из того, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 4, 5 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации. Принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативно-правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативно-правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за перерасчетом размера пенсии. Из данного правила имеются исключения: при пересмотре группы инвалидности или причины инвалидности, который влечет увеличение размера пенсии, пенсия в новом размере выплачивается со дня изменения группы инвалидности или причины инвалидности; в случае перерасчета размера пенсии из-за возникновения обстоятельств, влекущих уменьшение размера пенсии, пенсия в новом размере выплачивается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили эти обстоятельства.
По делу установлено, что 29 апреля 2011 года Дума Кировского муниципального района Приморского края приняла Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих Кировского муниципального района, п. 7.2 которого предусмотрено, что перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится в случае изменения размера страховой части трудовой пенсии по старости либо изменения размера трудовой пенсии по инвалидности на основании справки о новом размере трудовой пенсии со дня его изменения.
Пенсия за выслугу лет выплачивается ежемесячно. Выплата производится по заявлению муниципального служащего и перечисляется на его лицевой счет, открытый в кредитном учреждении (п. 5.1 Положения).
Давая оценку данным положениям муниципального нормативного правового акта и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в нарушение требований федерального законодательства п. 7.2 Положения о пенсионном обеспечении муниципальных служащих Кировского муниципального района позволяет администрации Кировского муниципального района уменьшать размер пенсии за выслугу лет не с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за перерасчетом размера пенсии, а с момента изменения размера страховой части пенсии по старости, т.е. с момента возникновения обязательства, влекущего изменение пенсии за выслугу лет в сторону уменьшения ее размера.
В связи с этим судебная коллегия считает правомерным вывод суда о том, что указанная норма противоречит закону и нарушает права граждан, поскольку в РФ как социальном государстве должно обеспечиваться единство конституционно-правового статуса человека и гражданина на всей территории, соответственно пользование вытекающими из Конституции РФ социальными правами, связанными с получением государственного обеспечения, подлежит гарантированию на основе конституционного принципа юридического равенства.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы администрации Кировского муниципального района Приморского края о том, что доплата к пенсии за выслугу лет зависит от возможности ее выплаты местным бюджетом, а взаимосвязь гражданской и муниципальной службы не означает, что законодательство, регулирующее порядок предоставления пенсионного обеспечения государственным гражданским служащим, должно распространяться на муниципальных служащих, основаны на неверном толковании норм права.
В то же время судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что нормы п. 5.1 Положения о ежемесячной выплате пенсии за выслугу лет в их системной взаимосвязи с положениями п. 5.2 Положения очевидно предполагают выплату пенсии именно в текущем месяце, являются определенными и закону не противоречат.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда Приморского края от 29 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кировского муниципального района Приморского края - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------