Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 20.08.2014 N 2-5563/14 <О признании недействующим пункта 1.1 решения Думы города Владивостока от 19.12.2013 N 217 "О внесении изменений в приложение к решению Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа">



ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 августа 2014 г. № 2-5563/14

(извлечение)

Ленинский районный суд <адрес> края,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора <адрес> о признании нормативного акта Думы <адрес> противоречащим закону и недействующим в части,

установил:

И.о. прокурора <адрес> обратился в суд с указанным заявлением, просил пункт 1.1 решения Думы <адрес> от дд.мм.гггг № "О внесении изменения в приложение к решению Думы <адрес> от дд.мм.гггг № "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" признать противоречащим закону и недействующим с момента принятия.
В судебном заседании представитель заявителя настаивала на удовлетворении требований в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Думы <адрес> возражал против удовлетворения требований по доводам и основаниям письменного отзыва.
Представитель администрации <адрес>, УГиА администрации <адрес> возражала против удовлетворения требований, представила письменный отзыв.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела в их совокупности, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Думы <адрес> от дд.мм.гггг № внесены изменения в приложение к решению Думы <адрес> от дд.мм.гггг № "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории <адрес>" (л. д. 7). Документ опубликован в издании "<адрес>", № (N), дд.мм.гггг.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемым пунктом Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные решением Думы <адрес> дд.мм.гггг № 462, дополнены ст. ст. 14.1 - 14.6 (далее Правила).
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Согласно части 15 ст. 31 Кодекса, после завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
В силу ч. 1 ст. 32 Кодекса правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Кодекса.
При этом согласно ч. 4 ст. 33 Кодекса комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Частью 5 ст. 33 Кодекса предусмотрено, что глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Анализируя вышеприведенные нормы, суд приходит к выводу, что проведение публичных слушаний представляет собой форму участия населения в процессе муниципального правотворчества, на стадии обсуждения проектов муниципальных правовых актов. Необходимость проведения публичных слушаний в рассматриваемом случае прямо предусмотрена законодателем, соответственно нарушение указанной процедуры свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц - действительных и потенциальных участников правоотношений по приобретению прав на землю.
В соответствии с п. 1 ст. 3 муниципального правового акта <адрес> от дд.мм.гггг N№ "Положение о порядке проведения публичных слушаний в городе <адрес>" (далее - Положение) в обязательном порядке на публичные слушания выносятся проекты правил землепользования и застройки.
Согласно п. 1 ст. 8 Положения по результатам публичных слушаний открытым голосованием принимается итоговый документ публичных слушаний. Итоговый документ принимается большинством голосов от числа участников публичных слушаний и носит рекомендательный характер для органов местного самоуправления <адрес>.
Из п. 4 ст. 8 Положения следует, что результаты публичных слушаний по каждому вопросу публичных слушаний подлежат обязательному рассмотрению органом местного самоуправления, чей проект муниципального правового акта выносился на обсуждение, с принятием соответствующих решений, которые в обязательном порядке доводятся до инициаторов публичных слушаний и до населения <адрес>.
В силу п. 1 ст. 12 Положения публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки, проекту решения о внесении в них изменений назначаются по инициативе главы <адрес>.
Пунктом 3 ст. 12 Положения предусмотрено, что постановление о назначении публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки, проекту решения о внесении в них изменений, проект правил землепользования и застройки, проект решения о внесении в них изменений подлежат опубликованию. Проект правил землепользования и застройки, проект решения о внесении в них изменений размещаются на официальном сайте <адрес> в сети Интернет.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы <адрес> № назначено проведение публичных слушаний по проекту изменений в Правила землепользования и застройки на территории <адрес>, утвержденные решением Думы <адрес> от дд.мм.гггг № (далее - Правила) (л. д. 14).
Приложением к указанному распоряжению являлся проект нормативного правового акта о внесении изменений в указанные Правила, а также график проведения публичных слушаний в населенных пунктах <адрес> (л. д. 15 - 16). Указанное постановление, а также проект нормативного правового акта о внесении изменений в Правила опубликованы в официальных средствах массовой информации и размещены в сети Интернет на официальном сайте администрации <адрес>, данный факт не отрицался представителями ответчиков в судебном заседании.
Как установлено в судебном заседании, по результатам публичных слушаний по указанному проекту постановлением главы <адрес> от дд.мм.гггг № в Думу <адрес> внесен проект решения Думы <адрес> "О внесении изменений в приложение к решению Думы <адрес> от дд.мм.гггг № "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", который содержит п. 1.1, предусматривающий дополнение Правил ст. ст. 14.1 - 14.6 (л. д. 20).
При этом в проекте, вынесенном на публичные слушания, отсутствовали положения, предусмотренные п. 1.1 проекта, внесенного в Думу.
Суд учитывает, что согласно документу Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки на территории <адрес> за NN, указанные изменения предложены Управлением градостроительства и архитектуры администрации <адрес> по поручению Первого заместителя главы администрации <адрес>, и поступили дд.мм.гггг года, таким образом, с учетом дат проведения слушаний (1 дд.мм.гггг), какие-либо препятствия для вынесения указанных положений на слушания отсутствовали, доказательств обратного суду не представлено.
В итоговом документе публичных слушаний по проекту изменений в Правила, также отсутствовали указанные положения, кроме того, согласно ответа первого заместителя главы администрации г. ФИО7 Л. от дд.мм.гггг за N№ проект решения Думы <адрес> о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории <адрес> в редакции, включающей оспариваемые пункты, не выносился (л. д. 74).
Также суд принимает во внимание, что несмотря на дату поступления данного предложения - дд.мм.гггг года, первый заместитель главы администрации г. ФИО7, ФИО15 в своем ответе от дд.мм.гггг за N№ подтверждает отсутствие оформления указанного предложения протоколом до проведения публичных слушаний, а также указывает на то, что данные пункты были сформулированы по результатам публичных слушаний (л. д. 76).
Дд.ММ.ГГГГ решением Думы <адрес> внесенный проект указанного нормативного правового акта принят в предложенной главой <адрес> редакции, таким образом, суд приходит к выводу, что фактически оспариваемые пункты на публичные слушания не выносились.
Суд отвергает доводы представителей ответчика в силу следующего. Вопреки утверждений ответчиков, факт нарушения прав неопределенного круга лиц заключается в фактическом лишении граждан, проживающих на территории <адрес>, представителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возможности выразить свою позицию в отношении порядка предоставления земельных участков на территории <адрес>, с учетом введения ограничения на их минимальный размер.
Ссылки представителей ответчиков на часть 15 статьи 31 Градостроительного кодекса, согласно которой после завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации, несостоятельны, так как оспариваемые пункты на публичные слушания не выносились и не могли учитываться в их результатах.
Вышеуказанной статьей предусмотрено, что обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний, однако в указанных документах, а также в "Повестке публичных слушаний" за октябрь дд.мм.гггг года, "Результатах публичных слушаний" за октябрь дд.мм.гггг года, "Заключении о результатах публичных слушаний по проекту о внесении изменений в ПЗЗ", оформленных Комиссией по проведению публичных слушаний в составе ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 сведения об обсуждении спорных пунктов отсутствуют.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Ч. 3 указанной статьи предусматривает, что решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
Принимая во внимание, что положения п. 1.1 указанного решения отсутствовали в проекте, вынесенном на публичные слушания, и не являлись предметом обсуждения, что также следует из итогового документа публичных слушаний, изменения в Правила землепользования и застройки <адрес> предусматривающие дополнение Правил ст. ст. 14.1 - 14.6, приняты с нарушением предусмотренной законом процедуры.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление и.о. прокурора <адрес> о признании нормативного акта Думы <адрес> противоречащим закону и недействующим в части - удовлетворить.
Признать противоречащим закону и недействующим с момента принятия пункт 1.1 решения Думы <адрес> от дд.мм.гггг № "О внесении изменения в приложение к решению Думы <адрес> от дд.мм.гггг № "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории <адрес>".
Обязать Думу <адрес> официально опубликовать сообщение о принятом по делу решении.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.


------------------------------------------------------------------