По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 31.10.2014 N 2-6411/2014 <О признании недействующими решений Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119 "Об утверждении генерального плана Владивостокского городского округа" в части утверждения красных линий, ограничивающих зону объектов автомобильного транспорта Т-3, в границах земельного участка и от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части утверждения функциональной зоны городских парков, скверов, бульваров в границах земельного участка>
ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 31 октября 2014 г. № 2-6411/2014
(извлечение)
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф.И.О.2 к Думе <адрес>, заинтересованные лица: администрация <адрес>, Прокурор <адрес> о признании несоответствующими законодательству и недействующими нормативных правовых актов Думы <адрес>:
решения Думы <адрес> от дд.мм.гггг № "Об утверждении генерального плана <данные изъяты> городского округа", в части утверждения двух функциональных зон в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050088:707,
решения Думы <адрес> от дд.мм.гггг № "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории <данные изъяты> городского округа" в части установления территориальной зоны городских парков, скверов, бульваров (Р-4) в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050001:707,
установил:
Ф.И.О.2 обратилась в суд с названным заявлением, указав в обоснование требований, что является собственником квартиры в многоквартирном доме по <адрес>. На праве общей долевой собственности заявителю принадлежит земельный участок с кадастровым номером 25:28:050001:707, предназначенный для эксплуатации многоквартирного жилого дома.
Дд.мм.гггг общим собранием собственников квартир многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес> было принято решение о передаче части земельного участка в пользование третьему лицу в целях улучшения жилищных условий по подведению водоснабжения и канализации, усиления электроснабжения, ограждения забором придомовой территории.
Однако реализовать свое право на распоряжение принадлежащим земельным участком собственники не могут, так как ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" было отказано в преобразовании земельного участка в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050001:707 расположен в двух территориальных зонах: зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоне городских парков, скверов, бульваров (Р-4).
Заявитель считает, что расположение указанного земельного участка в двух территориальных зонах противоречит Градостроительному кодексу РФ, Земельному кодексу РФ и нарушает ее права на распоряжение принадлежащим ей имуществом.
В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивала по доводам, изложенным в заявлении, просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель Думы <адрес> в судебном заседании возражала против требований заявителя пояснив, что по проектам нормативных правовых актов проводились публичные слушания, в ходе которых заявитель была вправе представить свои возражения, однако таким правом Ф.И.О.2 не воспользовалась, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Представитель администрации <адрес> также посчитал заявленные требования не подлежащими удовлетворению, так как права заявителя оспариваемыми нормативными правовыми актами не нарушены, представил письменные возражения.
Представитель прокурора <адрес> в судебном заседании полагала, что оспариваемые нормативные правовые акты в части установления территориальной зоны городских парков, скверов, бульваров (Р-4) по земельному участку с кадастровым номером 25:28:050001:707 противоречат ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ. Считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд находит требования Ф.И.О.2 обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Заявитель является собственником жилого помещения в доме по <адрес> в <адрес>. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании распоряжения управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес> (далее - УГиА администрации <адрес>) от дд.мм.гггг № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, собственникам помещений в многоквартирном доме для дальнейшей эксплуатации многоквартирного дома.
Распоряжение УГиА администрации <адрес> от дд.мм.гггг в указанное распоряжение внесены изменения, площадь земельного участка была откорректирована до 2976 кв. м. Изменения были внесены в связи с пересечением смежных земельных участков площадью 43 кв. м.
Право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 25:28:050001:707, местоположение: <адрес> государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за участниками общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, что подтверждается соответствующей выпиской Управления Росреестра по <адрес> от дд.мм.гггг № 01/003/2013-6481.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от дд.мм.гггг № сведения о земельном участке с кадастровым номером 25:28:050001:707 внесены в Государственный кадастр недвижимости 17.02.2011, площадь земельного участка - 2979, разрешенное использование - для дальнейшей эксплуатации многоквартирного жилого дома.
Указанный земельный участок был сформирован на основании распоряжений Управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес> от дд.мм.гггг № "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, собственникам помещений в многоквартирном доме для дальнейшей эксплуатации многоквартирного дома", от дд.мм.гггг № "О внесении изменений в распоряжение управления градостроительства и архитектуры от дд.мм.гггг № 1922". Последним была скорректирована площадь земельного участка до существующей.
Согласно протоколу общего собрания собственников квартир жилого дома по <адрес> в <адрес> от дд.мм.гггг № было принято решение о передаче в пользование третьему лицу части земельного участка с возложением обязанности по улучшению жилищных условий данного жилого дома.
В целях исполнения указанного выше решения было подготовлено и подано в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" заявление о преобразовании земельного участка путем раздела. Кадастровым инженером Ф.И.О.8 был подготовлен межевой план от 22.07.2013, согласно которому преобразуемый земельный участок расположен в двух зонах: зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоне городских парков, скверов, бульваров (Р-4). Причем граница зон Р-4 и Ж-1 проходит по жилому дому по <адрес>, построенному в 1960 году до утверждения Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа.
Решением органа кадастрового учета от дд.мм.гггг № ФОЗ/13-58028 отказано в постановке на кадастровый учет образуемых земельных участков в связи с тем, что границы земельных участков пересекают границы двух территориальных зон: Зона застройки многоквартирными жилыми домами (Ж-3) и Зона городских парков, скверов, бульваров (Р-4). В основание отказа орган кадастрового учета сослался на письмо Минэкономразвития от дд.мм.гггг № <адрес> - 3416 согласно которому при осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков, образуемых в результате раздела, не допускается образование земельных участков расположенных в границах различных зон.
Решением Думы от дд.мм.гггг № утвержден "Генеральный план <данные изъяты> городского округа". Данное решение в первоначальном виде опубликовано без приложений дд.мм.гггг в Вестнике Думы <адрес> № 9, дд.мм.гггг в газетах "<данные изъяты> газета" № (238), "<адрес>" № (4110). На дату подачи заявления в суд Генплан <данные изъяты> действовал в редакции изменений, внесенных решениями Думы от дд.мм.гггг № (опубликовано без приложений в Вестнике Думы <адрес> от дд.мм.гггг № 49) и от дд.мм.гггг № (опубликовано в Вестнике Думы <адрес> от дд.мм.гггг № 57).
Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждены решением Думы от дд.мм.гггг № 462, опубликованы без карт градостроительного зонирования дд.мм.гггг в газете "Утро России" № 39(4233), дд.мм.гггг "Вестнике Думы <адрес>" № 32(2).
На актуальную дату Правила землепользования и застройки действуют в редакции изменений, внесенных решением Думы от дд.мм.гггг № (опубликовано без карт градостроительного зонирования дд.мм.гггг в "Вестнике Думы <адрес>" № 51, дд.мм.гггг в газете "Утро России" N№ 121 - 122 (4466 - 4467)), а также решением Думы от дд.мм.гггг № (опубликовано без карт градостроительного зонирования дд.мм.гггг в "Вестнике Думы <адрес>" № 65, дд.мм.гггг в газете "<адрес>" № 159(4931).
Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Частью 4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному Кодексу.
Статьей 7 Федерального закона от дд.мм.гггг № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Заявленные требования основаны на несогласии заявителя с принадлежностью земельного участка с кадастровым номером 25:28:050001:707 к двум территориальным зонам (зона Ж-3 и зона Р-4) согласно определения правового режима таких зон Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа и с утверждением в составе Генерального плана Владивостокского городского округа зоны Р-4 в границах земельного участка заявителя.
Фактические обстоятельства нахождения земельного участка в двух территориальных зонах в границах названного земельного участка подтверждаются материалами межевого плана, а также решением органа кадастрового учета, фрагментом карты градостроительного зонирования, фрагментом карты функционального зонирования.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа относится к документам территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу части 15 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях (ч. 1):
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя (ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ):
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования
3) градостроительные регламенты.
Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения (ч. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ):
1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;
2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;
3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;
4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;
5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 4 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено право физических и юридических лиц оспаривать решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Согласно статье 34 Градостроительного РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом (ч. 1):
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
Границы территориальных зон могут устанавливаться по (ч. 2 ст. 34 Грк РФ):
1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
2) красным линиям;
3) границам земельных участков;
4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;
5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
6) естественным границам природных объектов;
7) иным границам.
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (ч. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (ч. 3 ст. 85 ЗК РФ).
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (ч. 4 ст. 85 ЗК РФ, ч. 8 ст. 36 ГрК РФ).
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (ч. 9 ст. 85 ЗК РФ).
Земельные участки в составе жилых зон, в том числе земельные участки, занятые многоэтажными жилыми домами используются для соответствующих целей.
Из указанных положений следует несовместимый правовой режим земельного участка с кадастровым номером 25:28:050001:707, находящегося в двух зонах.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Генеральным планом Владивостокского городского округа и Правилами землепользования и застройки Владивостокского городского округа в оспариваемой части прямо нарушен установленный частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ и частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ запрет расположения одного земельного участка в различных территориальных зонах, что делает Генеральный план и Правила в этой части недействующими.
Вместе с тем, следует отметить, что собственники принимали меры к разрешению вопроса о приведении в соответствии с законодательством оспариваемых нормативных правовых актов в рабочем порядке путем подачи заявления в администрацию <адрес>. Однако письмом от дд.мм.гггг № -сп администрацией было отказано во внесении изменений в оспариваемые нормативные правовые акты.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения имуществом.
Собственнику земельного участка принадлежит право передачи в аренду части земельного участка (ст. 22 Земельного кодекса РФ), которое по причинам, указанным выше, Ф.И.О.2 не может реализовать.
По основаниям статьи 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
С учетом приведенного выше, суд приходит к выводу о нарушении нормативными актами в оспариваемой части прав и интересов заявителя на распоряжение принадлежим ей имуществом.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, тот факт, что у заявителя отсутствует другая возможность восстановить свои нарушенные права, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Ф.И.О.2 к Думе <адрес>, заинтересованные лица: администрация <адрес>, Прокурор <адрес> о признании несоответствующими законодательству и недействующими нормативных правовых актов Думы <адрес> - удовлетворить.
Признать решение Думы <адрес> от дд.мм.гггг № "Об утверждении генерального плана <данные изъяты> городского округа" в части утверждения функциональной зоны городских парков, скверов, бульваров (Р-4) в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050088:707, несоответствующим требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Признать решение Думы <адрес> от дд.мм.гггг № "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории <данные изъяты> городского округа" в части установления территориальной зоны городских парков, скверов, бульваров (Р-4) в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:050001:707 несоответствующим требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока.
------------------------------------------------------------------