Определение Приморского краевого суда от 23.10.2014 N 33-9368 <Об отмене решения Ленинского районного суда города Владивостока от 19.06.2014 и отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3.3.2.1 административного регламента осуществления администрацией города Владивостока муниципальной функции "Осуществление муниципального лесного контроля на территории Владивостокского городского округа", утв. постановлением главы администрации города Владивостока от 03.03.2014 N 2401>



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 октября 2014 г. № 33-9368

(извлечение)

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Приморского межрайонного природоохранного прокурора к администрации города Владивостока о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункта 3.3.2.1 административного регламента осуществления администрацией города Владивостока муниципальной функции "Осуществление муниципального лесного контроля на территории Владивостокского городского округа", утвержденного постановлением главы администрации города Владивостока № от 3 марта 2014 года по апелляционной жалобе администрации города Владивостока на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 19 июня 2014 года, которым заявление удовлетворено частично: признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 3.3.2.1 административного регламента в части отсутствия указаний на сроки проведения мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; возложена обязанность на администрацию города Владивостока опубликовать сообщение о настоящем решении суда после вступления его в законную силу в печатном средстве массовой информации газете "Владивосток".
Заслушав доклад судьи С.С.Е., выслушав объяснения представителя администрации города Владивостока К.Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора З.Т.А., судебная коллегия

установила:

Приморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что 3 марта 2014 года главой города Владивостока издано постановление администрации города Владивостока от 3 марта 2014 года "Об утверждении административного регламента осуществления администрацией города Владивостока муниципальной функции "Осуществление муниципального контроля на территории Владивостокского городского округа", которое официально опубликовано в газете "Владивосток" 7 марта 2014 года. Пункт 3.3.2.1 указанного административного регламента противоречит действующему законодательству, так как в приказе о проведении проверки указываются: срок проведения проверки, перечень мероприятий по муниципальному лесному контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки. В нарушение действующих норм права в пункт 3.3.2.1 административного регламента не включено положение о наличии в приказе о проведении проверки сроков проведения мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки. Применение оспариваемой правовой нормы влечет нарушение прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оспариваемая норма содержит признаки коррупционного фактора, так как имеется неопределенность сроков принятия решения. Просит суд признать противоречащим закону и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление администрации города Владивостока от 3 марта 2014 года № "Об утверждении административного регламента осуществления администрацией города Владивостока муниципальной функции "Осуществление муниципального контроля на территории Владивостокского городского округа" в части пункта 3.3.2.1 административного регламента осуществления администрацией города Владивостока муниципальной функции "Осуществление муниципального контроля на территории Владивостокского городского округа", опубликовать решение суда после вступления его в законную силу в газете "Владивосток".
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении требований.
Представитель администрации города Владивостока просил отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что отсутствие фразы о сроках проведения мероприятий не свидетельствует о противоречии нормы федеральному закону.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласилась администрация города Владивостока, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. В указанных случаях при судебной проверке нормативного акта, подлежит установлению факт противоречия федеральному закону оспариваемого правового акта.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В нарушение положений части 2 статьи 253 ГПК РФ такие обстоятельства судом установлены не были. Решение принято без анализа норм, регулирующих отношения по осуществлению мероприятий по муниципальному контролю.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" муниципальным контролем признается деятельность органов местного самоуправления по организации и проведении на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами.
Процедура проведения лесного контроля на территории Владивостокского городского округа предусмотрена административным регламентом, утвержденным постановлением главы администрации города Владивостока от 3 марта 2014 года N.
Задачей муниципального контроля в области охраны, защиты и воспроизводства лесов на лесных участках, является обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
Мероприятиями по контролю в силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ, признаются действия должностного лица или должностных лиц органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Проверки, осуществляемые в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 294-ФЗ, являются совокупностью проводимых мероприятий по контролю, по окончании которых в соответствии с частью 1 статьи 16 этого закона, составляется акт по установленной форме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2009 года № 368 установление типовой формы акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя отнесено к полномочиям Министерства экономического развития Российской Федерации, приказом которого от 30 апреля 2009 года № 141 утверждена Типовая форма акта проверки.
Оспариваемые прокурором положения пункта 3.3.2.1 административного регламента в совокупности с распоряжениями, издаваемые по установленной Министерством экономического развития Российской Федерации форме при осуществлении контроля, содержат указания, касающиеся процедуры и порядка проведения проверки муниципального надзора, вида проверки, целей проверки, сроков проверки, правовые основания проверки.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить положениям федерального законодательства и не ставится в зависимость от простого воспроизведения положений федерального законодательства.
Изложение пункта 3.3.2.1 административного регламента в редакции, не совпадающей с текстом статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ, не означает противоречие оспариваемого пункта федеральному закону.
Положения Федерального закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, согласно пункту 1 части 3 статьи 1 закона, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов муниципального контроля.
Организация документарной проверки (плановой и внеплановой), выездной проверки (плановой и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона № 294-ФЗ с извещением юридического лица или индивидуального предпринимателя по форме, утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации приказом от 30 апреля 2009 года № 141, содержащие необходимые сведения, предусмотренные федеральным законом.
Учитывая, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону, на основании части 1 статьи 253 ГПК РФ судебная коллегия принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Владивостока от 19 июня 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым Приморскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 3.3.2.1 административного регламента осуществления администрацией города Владивостока муниципальной функции "Осуществление муниципального лесного контроля на территории Владивостокского городского округа", утвержденного постановлением главы администрации города Владивостока № от 3 марта 2014 года отказать.


------------------------------------------------------------------