По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Кировского районного суда Приморского края от 29.04.2014 N 2-363/2014 <О признании недействующим пункта 7.2 Положения "О пенсионном обеспечении муниципальных служащих Кировского муниципального района", утв. решением Думы Кировского муниципального района от 29.04.2011 N 163>
КИРОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2014 г. № 2-363/2014
(извлечение)
Кировский районный суд Приморского края,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Кировского района в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к Думе Кировского муниципального района и администрации Кировского муниципального района о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части,
установил:
Прокурор Кировского района обратился в суд с иском в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к Думе Кировского муниципального района и администрации Кировского муниципального района о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Кировского муниципального района требований действующего законодательства в сфере пенсионного обеспечения муниципальных служащих Кировского района, по результатам которой установлено, что отдельные нормы Положения "О пенсионном обеспечении муниципальных служащих Кировского муниципального района", утвержденного решением Думы Кировского муниципального района от 29.04.2011 № 163 (далее - Положение) противоречит нормам действующего законодательства по следующим основаниям.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Пунктом 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации (с учетом поправок от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) закреплено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ) муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ) пенсия за выслугу лет относится к пенсиям по государственному пенсионному обеспечению.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона от 05.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию имеют государственные гражданские служащие, имеющие не менее пяти лет страхового стажа, приходящегося на периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.1 указанного Федерального закона.
Частью 2 статьи 25 Закона Приморского края от 07.06.2012 № 51-КЗ "О государственной гражданской службе" установлено, что при назначении гражданскому служащему трудовой пенсии по старости (инвалидности) пенсия за выслугу лет, назначенная согласно части 2 статьи 22 настоящего Закона, подлежит перерасчету с учетом назначенной ему трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии со статьей 23 настоящего Закона.
Положения части 2 статьи 23 Федерального закона от 05.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" устанавливают, что перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за перерасчетом размера пенсии. При этом в данном пункте указан исчерпывающий перечень исключений, к которым отнесены следующие:
- при пересмотре группы инвалидности или причины инвалидности, который влечет увеличение размера пенсии, пенсия в новом размере выплачивается со дня изменения группы инвалидности или причины инвалидности;
в случае перерасчета размера пенсии из-за возникновения обстоятельств, влекущих уменьшение размера пенсии, пенсия в новом размере выплачивается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили эти обстоятельства.
Таким образом, действующим законодательством определен четкий порядок перерасчета размера пенсий, который устанавливает, что перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за перерасчетом размера пенсии.
В то же время, в нарушение требований федерального законодательства пункт 7.2 Положения позволяет администрации Кировского муниципального района предъявлять завышенные требования к лицу, имеющем право на перерасчет размера пенсии за выслугу лет с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили указанные выше обстоятельства.
На основании изложенного следует, что пункт 7.2 Положения не соответствуют требованиям действующего законодательства и содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом "а" части 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативно правовых актов и проектов нормативно правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96.
Более того, требованиям действующего законодательства в сфере пенсионного обеспечения также противоречит пункт 5.2 Положения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц. При этом под текущим месяцем в данной норме закона понимается тот не истекший календарный месяц, за который начислена пенсия.
Таким образом, неверное толкование закона, изложенное в пункте 5.2 Положения, влечет за собой нарушение Конституционных прав граждан, на своевременное социальное обеспечение по возрасту.
Более того, Положением не предусмотрено установленное частью 2 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условие назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим.
В соответствии с которым пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней.
Таким образом, совокупность изложенных доводов свидетельствует о том, что Положение "О пенсионном обеспечении муниципальных служащих Кировского муниципального района", утвержденного решением Думы Кировского муниципального района от 29.04.2011 № 163 противоречит действующему законодательству, и влечет существенное нарушение Конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение.
Прокурор просит признать недействующим пункты 7.2 и 5.2 Положения "О пенсионном обеспечении муниципальных служащих Кировского муниципального района", утвержденного решением Думы Кировского муниципального района от 29.04.2011 № 163, как не соответствующий федеральному законодательству Российской Федерации.
16.04.2014 прокурор обратился с заявлением об уточнении исковых требований, в котором просит признать недействующими п. 7.2 и 5.1 Положения по изложенным в заявлении основаниям.
В судебном заседании прокурор Л.А.А. заявление поддержал по изложенным в нем основаниям, просит признать указанные нормы недействующими с момента их принятия.
Представитель Думы Кировского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, об отложении разбирательства по делу не ходатайствовал.
Представитель администрации Кировского муниципального района Ш.И.А. заявленные требования не признал и в письменном возражении на иск указал, что к предмету регулирования ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" не относятся вопросы назначения и выплаты пенсий по выслуге лет муниципальным служащим, которые в Кировском районе регулируются Положением, и не могут регулироваться указанным выше ФЗ. Оценивая совокупно нормы закона следует, что поскольку размер пенсии за выслугу лет напрямую зависит от размера трудовой пенсии, то перерасчет пенсии за выслугу лет должен производиться с 1 дня изменения размера трудовой пенсии, поскольку иное толкование приведет к получению завышенной пенсии по выслуге лет. Положения п. 5.1 также не противоречат действующему законодательству, поскольку понятия "ежемесячно" и "за текущий месяц" несут одинаковую смысловую нагрузку.
Дополнительно представитель пояснил, что в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" отношения, связанные с выплатой пенсий за счет соответствующего бюджета регулируются нормативными актами соответствующего органа, и выплата пенсий муниципальным служащим регулируется муниципальными правовыми актами. Законом определены только верхние границы размера пенсий, а решение остальных вопросов, в том числе, и порядка и условий назначения пенсий, относится к компетенции соответствующего органа местного самоуправления. Доплата к пенсии муниципальным служащим является дополнительным обеспечением, предоставляется за счет средств бюджета и с учетом его возможностей. Норма ФЗ "О муниципальной службе" о соотносимости основных условий муниципальной и государственной гражданской службы не означает их тождественности, и законодательство о государственной службе не может автоматически распространяться на муниципальных служащих, органы местного самоуправления имеют право устанавливать порядок выплаты пенсий по своему усмотрению. Официальное опубликование муниципальных правовых актов производится приложением "Деловой вестник" к газете "Сельская новь", с которым у администрации района имеется соответствующий договор.
Выслушав мнение сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ) муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 24 Закона Приморского края "О муниципальной службе в Приморском крае" условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих определяются муниципальными правовыми актами.
Во исполнение указанных выше норм закона Думой Кировского района принят муниципальный правовой акт, регулирующий условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих в Кировском муниципальном районе - Положение "О пенсионном обеспечении муниципальных служащих Кировского муниципального района", утвержденное решением Думы Кировского муниципального района от 29.04.2011 № 163. Указанный правовой акт является нормативным, поскольку распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, рассчитан на неоднократное применение, содержит общеобязательные правила поведения в сфере муниципальной службы в Кировском муниципальном районе.
Указанный муниципальный правовой акт принят органом местного самоуправления в пределах имевшихся у него полномочий, в установленной форме, официально опубликован, и на момент рассмотрения дела является действующим.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что данный правовой акт в части противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
П. 2.4 Положения установлено, что пенсия за выслугу лет выплачивается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". П. 3.1 Положения установлено, что пенсия за выслугу лет муниципальным служащим назначается при наличии необходимого стажа в размере 45% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". П. 7.2 Положения установлено что перерасчет пенсии за выслугу лет производится в случае изменения страховой части трудовой пенсии по старости либо изменения размера трудовой пенсии по инвалидности на основании справки о новом размере пенсии со дня его изменения.
Вместе с тем, частью 1 статьи 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ) пенсия за выслугу лет относится к пенсиям по государственному пенсионному обеспечению.
Частью 2 статьи 25 Закона Приморского края от 07.06.2012 № 51-КЗ "О государственной гражданской службе" установлено, что при назначении гражданскому служащему трудовой пенсии по старости (инвалидности) пенсия за выслугу лет, назначенная согласно части 2 статьи 22 настоящего Закона, подлежит перерасчету с учетом назначенной ему трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии со статьей 23 настоящего Закона.
Положения части 2 статьи 23 Федерального закона от 05.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" устанавливают, что перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за перерасчетом размера пенсии. При этом в данном пункте указан исчерпывающий перечень исключений, к которым отнесены следующие:
- при пересмотре группы инвалидности или причины инвалидности, который влечет увеличение размера пенсии, пенсия в новом размере выплачивается со дня изменения группы инвалидности или причины инвалидности;
- в случае перерасчета размера пенсии из-за возникновения обстоятельств, влекущих уменьшение размера пенсии, пенсия в новом размере выплачивается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили эти обстоятельства.
Аналогичные правила содержатся и в ст. 20 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Таким образом, действующим законодательством определен четкий порядок перерасчета размера пенсий, который устанавливает, что перерасчет размера пенсии в случаях, вызывающих уменьшение ее размера, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, вызвавшие уменьшение размера пенсии.
В то же время, в нарушение требований федерального законодательства пункт 7.2 Положения позволяет администрации Кировского муниципального района уменьшать размер пенсии за выслугу лет не с 1 числа следующего месяца, а с момента изменения размера страховой части пенсии по старости, то есть с момента возникновения обстоятельства, влекущего изменение пенсии за выслугу лет в сторону уменьшения ее размера
Указанная норма противоречит закону и нарушает права граждан, поскольку согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, должно обеспечиваться единство конституционно-правового статуса человека и гражданина на всей территории; соответственно, пользование вытекающими из Конституции Российской Федерации социальными правами, связанными с получением государственного пенсионного обеспечения, подлежит гарантированию на основе конституционного принципа юридического равенства.
Специфика государственной и муниципальной службы в РФ, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, равно как и ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы. С учетом этих особенностей законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств. При этом не может не учитываться, что Конституция Российской Федерации не только прямо закрепляет право граждан на равный доступ к государственной службе, но и равное право на установление социальных гарантий в связи с ее осуществлением.
ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, относит к числу гарантий муниципального служащего. При этом отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения. Это предполагает и общность основных условий оплаты труда и социальных гарантий для государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также основных условий их государственного пенсионного обеспечения (статья 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", статья 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Конкретизируя эти подходы, федеральный законодатель в части 1 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрел распространение прав государственного гражданского служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта РФ, в полном объеме на муниципального служащего. Это законоположение, находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 данного Федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
При таких обстоятельствах, правила п. 7.2 Положения противоречат закону, нарушают права муниципальных служащих, поэтому подлежат признанию недействующими. Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29 ноября 2007 года, а также учитывая, что до вынесения решения суда оспариваемый нормативный правовой акт применялся и на основании него были выделены бюджетные средства, то суд полагает возможным признать оспариваемую норму закона недействующей с момента вступления в законную силу настоящего судебного решения. После вступления решения суда в законную силу в соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации" и части 3 статьи 253 ГПК РФ сообщение об этом решении подлежит опубликованию в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован признанный недействующим нормативный правовой акт - приложении "Деловой вестник" к газете "Сельская новь".
Что касается требований прокурора о признании недействующим п. 5.1 Положения, то требования в этой части удовлетворению не подлежат. Пунктом 5.1 Положения установлено, что пенсия за выслугу лет муниципальным служащим выплачивается ежемесячно. Указанное положение, по мнению прокурора, противоречит ст. 23 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", согласно которого выплата трудовой пенсии производится за текущий месяц, и ст. 7 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" предусматривающем, что пенсия за выслугу лет выплачивается к трудовой пенсии по старости и выплачивается одновременно с ней, что по мнению прокурора, дает право ответчику не выплачивать пенсию в текущем месяце. Вместе с тем, по мнению суда, нормы п. 5.1 Положения о ежемесячной выплате пенсии за выслугу лет в их системной взаимосвязи с положениями п. 5.2 Положения, возлагающими на администрацию района обязанность предоставить сведения по расходам бюджета на выплату пенсий на очередной период не менее, чем за 15 дней до дня выплат, очевидно предполагает выплату пенсии именно в текущем месяце, являются определенными и закону не противоречат. То обстоятельство, что у прокурора фактически имеется информация о несвоевременной выплате пенсии муниципальным служащим основанием для признания данной нормы противоречащей закону не является, поскольку указанные нарушения связаны с не с тем, что норма противоречит закону, а с тем, что она исполняется ненадлежащим образом. Указанная норма так же не противоречит положениям ст. 7 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" о выплате пенсии по выслуге лет одновременно с трудовой пенсией по старости, поскольку означает не необходимость их одномоментной выплаты, а то обстоятельство, что муниципальные служащие имеют право на два вида пенсии: трудовой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет.
При таких обстоятельствах требования прокурора в этой части удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Кировского района в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части, - удовлетворить частично.
Признать п. 7.2 Положения "О пенсионном обеспечении муниципальных служащих Кировского муниципального района", принятого решением Думы Кировского муниципального района № 163 от 29.04.2011 недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения.
Сообщение о решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в официальном источнике опубликования - в приложении "Деловой вестник" к газете "Сельская новь".
В остальной части требования прокурора оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Кировский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме 30 апреля 2014 года.
------------------------------------------------------------------