Представление Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 28.04.2014 N 7-5-2014/121/1124 "Об устранении нарушений законодательства о промышленной безопасности"



ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. № 7-5-2014/121/1124

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Приморской межрайонной природоохранной по заданию прокуратуры Приморского края проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности в деятельности открытого акционерного общества "В" (далее - ОАО "В").
В ходе данной проверки в деятельности ОАО "В" установлены нарушения законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта - котельной в отсутствие акта приемки, разрешения на ввод в эксплуатацию объекта газораспределительной сети и газопотребления.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии со статьей 2 Закона № 116-ФЗ и приложением № 1 к нему к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.
Факт эксплуатации опасного производственного объекта котельной, принадлежащей ОАО "В", в отсутствие акта приемки объекта в эксплуатацию, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию свидетельствует о нарушении ОАО "В" требований ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части обязательности осуществления технического перевооружения, капитального ремонта опасного производственного объекта одновременно с его реконструкцией; запрета на техническое перевооружение опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта, а также в части обязательного ввода в эксплуатацию опасного производственного объекта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Также при проведении указанной проверки установлено, что ОАО "В" не выполнены требования графика устранения замечаний, утвержденного 23.04.2010 главным инженером ОАО "В", выявленных при проведении экспертизы промышленной безопасности здания котельной в г. Владивостоке Приморского края в части: неисполнения требований по выполнению ремонтно-восстановительных работ строительных конструкций; выполнению отмостки вокруг здания; установления деформационных маяков на трещинах по цементно-песчанному раствору в стеновом ограждении по оси "А" между осями "8" - "9" и по оси "А" между осями "7" и "8"; заведения журнала наблюдения за трещинами; заделки сколов кирпичной кладки в проемах по оси "В" между осями "4" и "5", по оси "А" между осями "5" и "6", "Б" и "В" герметично несгораемыми материалами; выполнению ремонта поврежденных участков кирпичной кладки по оси "А" между осями "1" и "2", по оси "А" между осями "2" - "4" площадью до 4 кв. м, по оси "В" между осями "5" и "6" площадью до 1, 3 кв. м, по оси "А" между осями "5" и "7" на площади до 0, 3 кв. м, между осями "4" - "5", "б" - "в", по оси "3" между осями "в" и "б" на площади 0, 8 кв. м, по оси "А" между осями "8" и "9"; восстановлению цементно-песчанного раствора в стыках кирпичной кладки по оси "3" между осями "в" и "б"; восстановлению поврежденных участков кафельной плитки на стеновом ограждении душевой; выполнению ремонта колонны "А" - "4"; выполнению ремонта балок перекрытий между осями "2" - "4", "б" - "В", по оси "6" между осями "А" и "Б"; увеличения площади опирания плит перекрытия по оси "А" между осями "5" - "8"; выполнению ремонта плит перекрытий между осями "2" - "4", "А" - "В", между осями "Б" - "В". "4" - "5"; выполнению ремонта плит перекрытий между осями "А" - "Б", "8" - "9"; выполнению ремонта поврежденных участков кровельного покрытия между осями "2" - "3", "А" - "В"; выполнению ремонта поврежденных участков полов; нанесению антикоррозийного покрытия на металлические лестницы, поручни, площадки; восстановлению окрасочных покрытий деревянных дверей; нанесению антикоррозийного покрытия на металлические двери; восстановлению окрасочного покрытия стенового ограждения.
То есть, при проведении технического перевооружения котельной с мазутного на дизельное топливо, ОАО "В" не осуществлена реконструкция самого здания котельной.
Кроме того, в ходе проведения проверки опасного производственного объекта - склада бестарного хранения муки установлено, что указанный объект не отвечает требованиям п. 5.1.2 постановления Госгортехнадзора Российской Федерации от 10.07.2003 № 85 "Об утверждении правил промышленной безопасности для взрыво-, пожароопасных производственных объектов хранения, переработки и использования растительного сырья ПБ 14-586-03", поскольку в помещении подсилосного отделения склада бестарного хранения муки (0 этаж) отсутствуют наружные легкосбрасываемые ограждающие конструкции.
Эксплуатация зданий, введенных в действие до установления указанного ограничения, с производственными помещениями категории "Б", расположенными в подвальных, цокольных помещениях допускается при условии выполнения вышеуказанных требований, поскольку исполнение данных требований свидетельствует о принятии мер, направленных на предотвращение промышленной безопасности и предупреждению аварий и локализации их последствий.
В представленном в ходе проверки ОАО "В" "Графике выполнения мероприятий по доведению объекта экспертизы до требований действующих норм и правил" заключения экспертизы промышленной безопасности на здание склада бестарного хранения муки № ЭЗС-185, регистрационный номер № 49 ЗС 5724-2005, указано, что согласованный срок устранения указанных нарушений - 3 квартал 2006 - 2007 год.
Однако, в указанный период данные мероприятия выполнены не были, более того, в период с 2006 года по настоящее время документы на реконструкцию или техническое перевооружение склада бестарного хранения муки в Дальневосточное управление Ростехнадзора обществом "В" представлены не были, что подтверждается заключением специалиста указанного управления С.А.Н. от 25.04.2014 № 02П-31/2455.
Указанные нарушения подтверждаются актом проверки от 22.04.2014, заключениями специалистов Дальневосточного управления Ростехнадзора от 25.04.2014, управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 23.04.2014, иными материалами и документами, приобщенными к материалам дела об административном правонарушении.
Согласно статьям 1 и 3 Закона № 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона № 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
Согласно статье 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения названного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст. 42 Земельного кодекса РФ, а также требований ст. ст. 34, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" на территории ОАО "В" установлено несанкционированное складирование металлолома, а возле переполненных контейнеров, расположенных рядом с СГГЛ-З, имеются рассыпанные отходы (яичная скорлупа).
Невыполнение требований градостроительного, природоохранного законодательства, а также законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет не только осуществление градостроительной деятельности с нарушением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, но и ненадлежащее исполнение предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также возможность аварий на опасном производственном объекте и отсутствие обеспечения готовности проверяемого общества к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Полагаю, что указанные нарушения закона допущены ОАО "В" в виду недобросовестного отношения к своим обязанностям должностных лиц общества, поскольку, указанные нарушения не были выявлены и устранены сотрудниками ОАО "В" самостоятельно, а стали известны только по результатам проведенной прокуратурой проверки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 7, 22, 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

предлагаю:

1. Рассмотреть настоящее представление и принять конкретные и исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений действующего законодательства, причин и условий им способствующих, и недопущении подобного впредь, в том числе принять меры для получения акта ввода в эксплуатацию котельной, проведения капитального ремонта здания котельной, уборке территории предприятия от отходов производства и потребления.
2. Привлечь должностных лиц ОАО "В", виновных в указанных нарушениях действующего законодательства, к дисциплинарной ответственности.
3. Настоящее представление подлежит безотлагательному рассмотрению, о результатах принятых мер в установленный законом 30-дневный срок должно быть сообщено прокурору в письменной форме. О дате и времени рассмотрения сообщить Приморскому межрайонному природоохранному прокурору, для принятия участия.

Приморский межрайонный природоохранный прокурор,
старший советник юстиции
В.В.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------