Решение Приморского краевого суда от 23.04.2014 N 3-8/2014 <О признании частично недействующими абзаца 1 части 2 статьи 3, пункта 2 приложения 1 к Закону Приморского края от 19.12.2013 N 327-КЗ "О субвенциях на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края">



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2014 г. № 3-8/2014

(извлечение)

Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации <адрес> о признании недействующим в части <адрес> от дд.мм.гггг № 327-КЗ "О субвенциях на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>",

установил:

Законодательным <адрес> дд.мм.гггг принят и подписан Губернатором края <адрес> № 327-КЗ "О субвенциях на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>", который опубликован в официальных изданиях "Ведомости Законодательного <адрес>" от дд.мм.гггг № и "Приморская газета" от дд.мм.гггг № 129(860).
Согласно положениям пункта 1 статьи 3 Закона нормативы расходов для определения размера субвенций включают норматив стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги с учетом коэффициентов удорожания стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги и норматив расходов на обеспечение учебного процесса (далее - норматив на учебные расходы).
Нормативы расходов для определения размера субвенций определяются в расчете на одного учащегося муниципальной общеобразовательной организации (далее - учащийся), воспитанника в возрасте от трех до семи лет дошкольной группы муниципальной общеобразовательной организации (далее - воспитанник) в год с учетом различий в стоимости оказываемой педагогической услуги в зависимости от нахождения муниципальных общеобразовательных организаций в городских и сельских населенных пунктах, в том числе расположенных в местностях <адрес>, приравненных к районам Крайнего Севера.
В силу пункта 2 статьи 3 норматив стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги включает расходы на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций в части оплаты труда административно-управленческого, педагогического и учебно-вспомогательного персонала, начисления на выплаты по оплате труда в размерах, установленных действующим законодательством, а также расходы на обеспечение дополнительного профессионального образования.
Норматив стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги определяется с учетом коэффициентов удорожания стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги, учитывающих различия в стоимости оказываемой педагогической услуги в зависимости от уровня общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее - уровень общего образования), вида и направленности (профиля) реализуемых общеобразовательных программ.
Для расчета норматива стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги на одного учащегося устанавливается следующая нормативная наполняемость классов:
в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в городских населенных пунктах - 25 человек;
в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах - 14 человек.
Для расчета норматива стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги на одного воспитанника устанавливается нормативная наполняемость групп общеразвивающей направленности детей дошкольного возраста (от трех до семи лет) муниципальных общеобразовательных организаций - 20 человек.
Пунктом 3 статьи 3 предусмотрено, что норматив стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги, норматив стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги с учетом коэффициентов удорожания стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги ежегодно утверждаются законом <адрес> о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Средний по <адрес> оклад педагогического работника муниципальной общеобразовательной организации на очередной финансовый год и плановый период с учетом объема установленной учебной нагрузки, используемый при расчете норматива стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги, ежегодно утверждается <адрес> с учетом действующего законодательства.
Приложением № к указанному Закону является Методика расчета нормативов расходов для определения размера субвенций местным бюджетам из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес> (далее - Методика приложения № 1).
В силу пункта 2 Методики приложения № при расчете норматива стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги на одного учащегося в рублях в год учитываются, в том числе коэффициент увеличения фонда оплаты труда педагогического персонала на оплату административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала, коэффициент увеличения фонда оплаты труда административно-управленческого, педагогического и учебно-вспомогательного персонала, начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого, педагогического и учебно-вспомогательного персонала.
Приложением № к данному Закону является Методика распределения субвенций между муниципальными образованиями <адрес> на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес> (далее - Методика приложения № 2).
Администрация <адрес> обратилась в суд с заявлением о признании недействующими части 2 статьи 3 в части слов "в части оплаты труда административно-управленческого, педагогического и учебно-вспомогательного персонала", пункта 2 приложения 1 в части слов "административно-управленческого, педагогического и учебно-вспомогательного персонала" <адрес> от дд.мм.гггг № 327-КЗ.
В последующем заявленные требования были увеличены, заявитель просил признать недействующими абзац первый части 1 статьи 3 в части слов "норматив стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги с учетом коэффициентов удорожания стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги", абзац второй части 1 статьи 3 в части слов "оказываемой педагогической услуги", абзацы первый, второй части 2 статьи 3, абзац третий части 2 статьи 3 в части слов "стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги", абзац четвертый части 2 статьи 3 в части слов "стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги", абзац первый части 3 статьи 3 в части слов "стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги, норматив стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги с учетом коэффициентов удорожания стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги", абзац второй части 3 статьи 3 в части слов "стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги" <адрес> от дд.мм.гггг № 327-КЗ "О субвенциях на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>", пункты 1, 2, 3 приложения 1, пункт 2 приложения 2 к <адрес> от дд.мм.гггг № 327-КЗ, свои требования мотивируя тем, что в оспариваемом нормативном акте не дано понятие, разъясняющее содержание понятия "педагогическая услуга" для целей закона.
Методика установления нормативов расходов для определения субвенции не обеспечивает надлежащего объема финансирования, так как не учитывает включение расходов на оплату труда обслуживающего персонала, осуществляющего реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, как того требует пункт 3 части 1 статьи 8 и пункт 2 статьи 99 Федерального закона от дд.мм.гггг № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", что нарушает права муниципального образования, поскольку влечет необходимость предусматривать в бюджете дополнительные расходы на финансирование реализации основных общеобразовательных программ.
Кроме того, администрация <адрес> указала на то, что в силу пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от дд.мм.гггг № 273-ФЗ и пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от дд.мм.гггг № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы финансового обеспечения реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Представители заинтересованных лиц - Законодательного собрания <адрес>, Департамента образования <адрес> с заявлением не согласились, указывали, что оспариваемые положения соответствуют действующему законодательству.
Выслушав представителей заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.
Пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от дд.мм.гггг № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесено, в том числе обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Данные положения корреспондируют норме, закрепленной в подпункте 14 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от дд.мм.гггг № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
При этом согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от дд.мм.гггг № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от дд.мм.гггг № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) организация дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение, которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации).
Как по своему буквальному смыслу, так и в их системной взаимосвязи, данные законоположения указывают на то, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на общедоступное и бесплатное дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование, а также дополнительное образование в муниципальных общеобразовательных организациях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
При этом на федеральном уровне определены исключения из выделения субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, только на содержание зданий и оплату коммунальных услуг.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования утверждены Приказами Минобрнауки России от дд.мм.гггг № 1155, от дд.мм.гггг № 373, от дд.мм.гггг № 1897, от дд.мм.гггг № и включают в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы (далее - Программы); к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
В соответствии с требованиями к условиями реализации основной образовательной программы по каждому уровню образования, изложенными в IV разделе Приказов Минобрнауки России от дд.мм.гггг № 373, от дд.мм.гггг № 1897, от дд.мм.гггг № и в III разделе Приказа Минобрнауки России от дд.мм.гггг № требования к кадровому обеспечению реализации образовательной программы определяются, исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта, санитарно-эпидемиологических нормативов, сложившейся специфики работы в общеобразовательных организациях, а также региональных факторов, определяющих возможности и потребности в кадровом обеспечении.
Согласно пункту 3.4.1 Стандарт реализации Программы (Приказ Минобрнауки России дд.мм.гггг № 1155) обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации. В реализации Программы могут также участвовать научные работники Организации. Иные работники Организации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы.
В силу части 1 статьи 52 Федерального закона от дд.мм.гггг № 273-ФЗ в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
Сравнительный анализ установленных федеральными государственными образовательными стандартами требований к реализации общеобразовательных программ показывает, что в реализации Программы участвуют не только административно-управленческий, педагогический и учебно-вспомогательный персонал, но и иные работники, осуществляющие вспомогательные функции, которые направлены в совокупности на создание всех необходимых условий для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 99 Федерального закона от дд.мм.гггг № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).
Из содержания пункта 2 статьи 99 Федерального закона от дд.мм.гггг № 273-ФЗ и взаимосвязанных с ней вышеприведенных правовых норм следует, что финансирование реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования, и должно быть достаточным и необходимым для осуществления Организацией: расходов на оплату труда работников, реализующих Программу; расходов на средства обучения и воспитания; расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности и иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации Программы.
Таким образом, региональные нормативы затрат должны учитывать необходимость покрытия расходов Организации, связанных с привлечением всех категорий работников, предусмотренных пунктом 3.4.1 Стандарта (Приказ Минобрнауки России дд.мм.гггг № 1155, письмо Минобрнауки России от дд.мм.гггг № 08-249).
Поскольку федеральным законодательством определены объем финансирования затрат и выделения субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации в области образования, то отнесение к расходам на финансирование за счет выделения субвенций краевого бюджета только оплаты труда административно-управленческого, педагогического и учебно-вспомогательного персонала противоречит федеральному законодательству, не содержащему такого уточнения.
Оспариваемое положение устанавливает порядок определения нормативных расходов для определения размера субвенции местным бюджетам из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>, методику расчета нормативов расходов для определения размера субвенции и методику распределения субвенций в расчете на одного учащегося (воспитанника) муниципальной образовательной организации. В норматив стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги включены расходы на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций в части оплаты труда административно-управленческого, педагогического и учебно-вспомогательного персонала, начисления на выплаты по оплате труда в размерах, установленных действующим законодательством, а также расходы на обеспечение дополнительного профессионального образования. В формулу размера норматива стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги включены составляющие, которые определяются исходя из фонда оплаты труда педагогического, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала.
Определив в абзаце первом части 2 статьи 3 Закона от дд.мм.гггг № 327-КЗ структуру норматива стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги и в пункте 2 приложения 1 к Закону методику расчета норматива расходов для определения размера субвенций, региональный законодатель не включил в норматив стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги расходы на оплату труда обслуживающих работников, участвующих в реализации Программы, как того требует пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от дд.мм.гггг № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Таким образом, названные положения закона, которые не учитывают расходы на оплату труда обслуживающих работников, участвующих в реализации Программы, противоречат положениям пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от дд.мм.гггг № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", нарушают права муниципального образования, так как данные расходы к муниципальным полномочиям не относятся (пункты 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от дд.мм.гггг № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), следовательно, установленный в Методике расчет нормативов расходов не обеспечивает надлежащий объем финансирования реализации образовательной программы.
Утверждение представителя Департамента образования <адрес> о том, что в реализации образовательной программы участвуют только педагогический, учебно-вспомогательный, административно-управленческий персонал, поскольку в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от дд.мм.гггг № 761н, Приказе Минздравсоцразвития РФ от дд.мм.гггг № 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" иные работники, не поименованы, несостоятельно.
Вышеназванные приказы Минздравсоцразвития РФ утверждают номенклатуру должностей руководящих, педагогических, учебно-вспомогательных работников, осуществляющих образовательную деятельность, и профессиональные квалификационные группы должностей работников образования в связи с реформированием тарифной системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в соответствии со статьей 144 ТК РФ, но не определяют работников, осуществляющих деятельность по обеспечению и реализации Программ.
Вместе с тем, должностной состав и количество работников, необходимых для реализации Программы, определяется ее целями и задачами, а также особенностями каждого уровня образования в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению федерального государственного образовательного стандарта.
Суд не может признать обоснованным довод заинтересованных лиц о том, что реализацию образовательной программы обеспечивают только работники, осуществляющие образовательную (педагогическую) деятельность, а иные работники (обслуживающий персонал) муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляют присмотр и уход, а также содержание зданий, поэтому согласно статьи 9 Федерального закона от дд.мм.гггг № 273-ФЗ расходы на оплату труда обслуживающего персонала отнесены к муниципальным полномочиям.
Федеральным законом от дд.мм.гггг № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" разделены функции по предоставлению бесплатного и общедоступного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Обеспечение реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 8 Федерального закона).
Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих территорий отнесено к муниципальным полномочиям (пункты 3 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона).
Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по своему существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях.
Под присмотром и уходом за детьми в Федеральном законе от дд.мм.гггг № 273-ФЗ понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2).
Из сопоставления требований к реализации общеобразовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами по каждому уровню образования, усматривается, что работники образовательных учреждений, реализующих Программу, не выполняют функции для создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также содержание зданий и строений образовательных организаций.
Кроме того, как отмечено в Методических рекомендациях по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования, изложенных в письмах Минобрнауки России от дд.мм.гггг № 08-1408, от дд.мм.гггг № АФ-157/02 за счет бюджета субъекта Российской Федерации должна быть обеспечена оплата труда следующих категорий работников, осуществляющих в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами реализацию Программы: педагогический, учебно-вспомогательный, административно-управленческий и обслуживающий персонал, за исключением персонала, обеспечивающего создание условий для осуществления присмотра и ухода и оказание услуги по присмотру и уходу за детьми, а также заработная плата персонала, непосредственно связанного с содержанием зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
Лишен правовых оснований и довод представителя Департамента образования <адрес> о том, что для достижения главной цели выделяемых субвенций - реализация основных общеобразовательных программ, федеральный закон не отнес расходы по оплате труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, осуществляющих деятельность по обеспечению и реализации Программ, т.е. не участвующих непосредственно в образовательной деятельности к расходным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Под образованием в Федеральном законе от дд.мм.гггг № 273-ФЗ "Об образовании" понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Учитывая, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, необходимость и важность его получения, на федеральном уровне закреплено его финансирование из средств субъектов Российской Федерации путем выделения субвенций местным бюджетам.
Анализ положений Федерального закона от дд.мм.гггг № 273-ФЗ "Об образовании", показывает, что понятие "образовательная деятельность", содержащееся в данном Законе, значительно шире, чем трактуется в возражениях Департамента образования <адрес>, необоснованно включающих в данный процесс только затраты, непосредственно связанные с учебным процессом.
С учетом изложенного оспариваемые нормы в той части, в которой они не предусматривают при определении размера субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>, учитывать расходы на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций в части оплаты труда обслуживающего персонала, осуществляющих реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, подлежат признанию недействующими.
Руководствуясь ст. ст. 14 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзац первый части 2 статьи 3, пункт 2 приложения 1 к <адрес> от дд.мм.гггг № 327-КЗ "О субвенциях на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>", в той части, в которой они не предусматривают при определении размера субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>, учитывать расходы на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций в части оплаты труда обслуживающего персонала, осуществляющих реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.


------------------------------------------------------------------