Определение Приморского краевого суда от 17.04.2014 N 33-3380 <Об оставлении без изменения решения Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 27.01.2014, которым был признан недействующим пункт 3.18 муниципального правового акта г. Владивостока от 05.04.2011 N 297-мпа "Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты города Владивостока">



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 апреля 2014 г. № 33-3380

(извлечение)

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Владивостока об оспаривании муниципального правового акта № от 5 апреля 2011 года "Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты города Владивостока" по апелляционной жалобе Думы города Владивостока на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 27 января 2014 года, которым признан противоречащим закону и недействующим с момента вступления в законную силу пункт 3.18 муниципального правового акта города Владивостока № от 5 апреля 2011 года "Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты города Владивостока".
Заслушав доклад судьи С.С.Е., выслушав объяснения представителя Думы города Владивостока Ш.Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя администрации города Владивостока Т.В.В. и прокурора К.О.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

прокурор города Владивостока обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что пунктом 3.18 муниципального правового акта города Владивостока № от 5 апреля 2011 года "Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты города Владивостока" предусмотрен отлов безнадзорных собак и кошек с финансированием на эти цели расходов за счет средств бюджета Владивостокского городского округа. Полагает указанный пункт муниципального правового акта противоречащим закону, поскольку органы местного самоуправления ВГО не наделены полномочиями по установлению мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Просит признать противоречащим закону пункт 3.18 муниципального правового акта города Владивостока № от 5 апреля 2011 года "Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты города Владивостока".
В судебном заседании прокурор настаивал на заявленных требованиях.
Представитель Думы города Владивостока в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель администрации города Владивостока в судебном заседании согласился с заявленными требованиями.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласилась Дума города Владивостока, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Пунктом 4.8 Санитарных правил СП 3.1.096-96, Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором Российской Федерации 31 мая 1996 года, № 11, Минсельхозпродом Российской Федерации 18 июня 1996 года, № 23 установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.
В соответствии с пунктом 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 года № 54 установлено, что регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Принимая во внимание, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, проанализировав указанное выше законодательство, судебная коллегия приходит к выводу о том, что мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных отнесены к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно подпунктам 49, 49.1 и 49.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства; осуществления регионального государственного ветеринарного надзора. При этом анализ законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации в соотношении с изложенными нормами позволяет прийти к выводу о том, что в названной сфере законодатель не отнес к вопросам местного значения ни один из перечисленных вопросов регулирования.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.
Из вышеуказанных норм федерального законодательства следует, что нормативно-правовое регулирование санитарно-противоэпидемических мероприятий, к которым, в том числе относятся принятие правил содержания и выгула домашних животных, отлова безнадзорных животных на территории субъекта Российской Федерации, перечень конкретных мер по регулированию численности, отлову безнадзорных животных, созданию и содержанию приютов для них, оказанию организационной, методической, информационной помощи в содержании домашних животных, определению круга лиц, обязанных осуществлять эти меры за счет средств регионального бюджета, отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации и не может быть отнесено к вопросам местного значения, которые составляют компетенцию органов местного самоуправления.
Удовлетворяя заявленные требования о признании недействующим пункта 3.18 муниципального правового акта города Владивостока № от 5 апреля 2011 года "Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты города Владивостока", суд правомерно пришел к выводу о его противоречии актам, имеющим большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Доводы апелляционной жалобы направлены к иному истолкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела.
Руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Владивостока от 27 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.


------------------------------------------------------------------