Обзор Дальневосточного таможенного управления ФТС от 24.03.2014 N 16-01-17/4872 "Обзор решений, принятых Дальневосточным таможенным управлением по результатам рассмотрения жалоб на решения, действия таможенных органов и их должностных лиц за 2 полугодие 2013 года"



ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ОБЗОР
от 24 марта 2014 г. № 16-01-17/4872

ОБЗОР РЕШЕНИЙ,
ПРИНЯТЫХ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫМ ТАМОЖЕННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ
(БЕЗДЕЙСТВИЕ) ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ
ЛИЦ ЗА 2 ПОЛУГОДИЕ 2013 ГОДА

1. При направлении таможенным органом в информационную систему декларанта документов, сформированных в ходе таможенного контроля, правовые основания для предоставления указанных документов на бумажном носителе по запросу декларанта отсутствуют.
В Дальневосточное таможенное управление поступила жалоба ООО "Н" на действия таможни, выразившиеся в отказе заявителю в предоставлении документов на бумажном носителе, сформированных при таможенном декларировании в электронной форме. Таможенным органом было отказано в предоставлении указанных документов по той причине, что они были сформированы в электронном виде и направлены декларанту посредством электронного способа обмена информацией.
Нормативным правовым актом в области таможенного дела, регулирующим вопросы применения электронной формы декларирования, является приказ ГТК России от 30.03.2004 № 395 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме". Согласно пункту 5 Технологии взаимодействия информационной системы таможенного органа и информационной системы лица, декларирующего товары в электронной форме, приведенной в приложении 1 к Инструкции, утвержденной названным приказом ГТК России, информационное взаимодействие между лицом, декларирующим товары в электронной форме, и таможенным органом (в том числе направление запросов, уведомлений, требований, направление ответов на них, выдача обязательств в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза и правовыми актами ФТС России) осуществляется с использованием сообщений в электронной форме, подписанных электронной цифровой подписью.
Исходя из положений пункта 7 Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме, утвержденной приказом ГТК России от 30.03.2004 № 395, в рамках информационного взаимодействия осуществляется передача электронных документов от декларанта таможенному органу и наоборот. Документы, формируемые таможенным органом при проведении таможенного контроля, подлежат оформлению в электронном виде.
Таким образом, направление решений, принятых в ходе контроля таможенной стоимости и оформленных в виде электронных документов, осуществляется посредством электронного обмена информацией в силу особенностей совершения таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме, установленных разделом II вышеназванной Инструкции. Кроме того, выбирая электронную форму декларирования, декларант тем самым принимает формат электронного взаимодействия с таможенным органом, в том числе, в части получения документов, формируемых по результатам проведенного таможенного контроля, в том числе контроля таможенной стоимости товаров.
Принимая во внимание, что таможенное декларирование товаров произведено в электронной форме, а также тот факт, что запрашиваемые документы ООО "Н" документы были направлены таможенным постом в информационную систему декларанта, правовые основания для предоставления данных документов на бумажном носителе у таможни отсутствовали.

2. Денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей и использованные для оплаты таможенных пошлин, налогов по таможенной декларации на основании распоряжения плательщика, не могут быть повторно использованы в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей по данной таможенной декларации.
В Дальневосточное таможенное управление поступила жалоба ООО "П" на решение таможенного поста об отказе в выпуске товара. В обоснование своей позиции заявитель указывает на то, что обеспечение уплаты таможенных платежей представлено им в полном объеме, кроме того таможенный орган самостоятельно распорядился денежными средствами плательщика, списав их в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей после принятия решения об отказе в выпуске товара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный орган отказывает в выпуске товаров при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, не позднее истечения срока выпуска товаров.
Пунктом 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза в качестве одного из условий выпуска товаров предусмотрена уплата таможенных пошлин, налогов либо предоставление обеспечения их уплаты в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 117 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер зачтенных в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете. Денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (часть 3 статьи 121 указанного Федерального закона).
На основании распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, об их использовании, за исключением заявления на возврат авансовых платежей, таможенный орган, который осуществляет администрирование указанных денежных средств, производит идентификацию авансовых платежей в качестве таможенных платежей или денежного залога по их видам и суммам (часть 4 статьи 121 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
ООО "П" сделало распоряжение о зачете в качестве таможенных платежей денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, посредством подачи таможенной декларации. В графе "В" "Подробности подсчета" декларации на товары декларантом указаны сведения о каждом виде платежа и документах, подтверждающих их уплату: таможенные сборы за таможенные операции (платежное поручение № 1); ввозные таможенные пошлины (платежное поручение № 2); налог на добавленную стоимость (платежное поручение № 3). Вместе с указанной декларацией на товары общество представило платежные поручения, подтверждающие внесение денежных средств на счет Федерального казначейства. Таким образом, обязанность по уплате таможенных платежей декларант исполнил.
В дальнейшем ООО "П" сделало распоряжение о зачете в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, посредством указания в письме платежного поручения № 3. Таможенным постом произведена идентификация денежных средств в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей по данному платежному поручению.
Таким образом, в отношении авансовых платежей, внесенных платежным поручением № 3, плательщик распорядился о зачете в качестве таможенных платежей (налога на добавленную стоимость) посредством подачи декларации на товары, соответственно оснований для распоряжения этими же денежными средствами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей у ООО "П" не имелось. В свою очередь таможенный орган ошибочно идентифицировал авансовые платежи, внесенные платежным поручением № 3, в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, а не в качестве таможенных платежей (налога на добавленную стоимость).
Учитывая, что таможенным органом идентификация авансовых платежей, внесенных платежным поручением № 3, проведена без учета первоначального распоряжения декларанта об их зачете в качестве уплаты таможенных платежей, а не обеспечения уплаты таможенных платежей, у лица имелась возможность исполнить обязанность по внесению обеспечения уплаты таможенных платежей в установленные таможенным органом сроки. Соответственно решение об отказе в выпуске товаров принято таможенным постом преждевременно.

3. В случае обнаружения таможенным органом признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты и ограничения, и декларантом не представлены доказательства, подтверждающие их соблюдение, выпуск товаров не производится.
В Дальневосточное таможенное управление поступила жалоба индивидуального предпринимателя К. на решение таможенного поста об отказе в выпуске товара. В обоснование своей позиции заявитель ссылается на соблюдение им условий выпуска товара, в том числе на предоставление таможенному органу при таможенном декларировании товара всех необходимых документов.
Пунктом 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрены следующие условия выпуска товаров: предоставление таможенному органу лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, необходимых для выпуска товаров в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) иными международными договорами государств - членов Таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров; соблюдение необходимых требований и условий для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза; уплата таможенных пошлин, налогов либо предоставление обеспечения их уплаты в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза. В соответствии с пунктом 1 статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный орган отказывает в выпуске товаров при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, не позднее истечения срока выпуска товаров.
Согласно статье 198 Таможенного кодекса Таможенного союза если таможенные органы принимают решение о необходимости исследования проб или образцов товаров, подробной технической документации или проведения экспертизы с целью проверки достоверности сведений, указанных в таможенной декларации или иных документах, представленных таможенным органам, выпуск товаров производится до получения результатов таможенной экспертизы при условии, что декларантом представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в сумме таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения таких исследований или экспертиз. В случае обнаружения таможенными органами признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты и ограничения и декларантом не представлены доказательства, подтверждающие их соблюдение, выпуск товаров не производится.
В связи с поступившей оперативной информацией в качестве меры по минимизации рисков с целью определения в перемещаемом товаре запрещенных или ограниченных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза веществ таможенным постом приняты решения о назначении идентификационной таможенной экспертизы. При этом перед экспертом поставлен вопрос о содержании в товаре сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, в отношении которых установлен специальный порядок ввоза на территорию Российской Федерации. Решением начальника таможенного поста срок выпуска товара, задекларированного индивидуальным предпринимателем К., был продлен в связи с проведением идентификационной таможенной экспертизы.
На момент истечения срока выпуска указанного товара результаты таможенных экспертиз получены не были, то есть у таможенного поста отсутствовала информация о соблюдении декларантом запретов и ограничений в отношении перемещаемого товара, в связи с чем решение таможенного поста об отказе в выпуске товара, является правомерным.

4. Прекращение гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не влияет на исполнение обязательств по уплате таможенных платежей, возникших в период осуществления им данной деятельности.
В Дальневосточное таможенное управление поступила жалоба гражданина Г. на решение таможни, принятое по результатам камеральной таможенной проверки. В качестве одного из доводов жалобы заявитель указывает на то, что его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя была прекращена до начала проведения камеральной таможенной проверки, в связи с чем обязанность по уплате дополнительно начисленных таможенных платежей за данные товары отсутствует.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
При этом внесение записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя свидетельствует о том, что гражданин с данного момента не вправе заниматься предпринимательской деятельностью.
В свою очередь, гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (статья 24 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, прекращение гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не влияет на исполнение обязательств по уплате таможенных платежей за товар, возникших в период осуществления им данной деятельности.
Учитывая изложенное, факт прекращения гражданином Г. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не имеет правового значения для проведения таможенного контроля в отношении товаров в период осуществления данной деятельности, и не освобождает заявителя от исполнения обязанности по уплате таможенных платежей за товары.

5. Если заявитель в своем обращении не выражает несогласие с решением, действием (бездействием) таможенного органа и не указывает на нарушение его прав, свобод или законных интересов, а также не требует восстановить свои права, свободы или законные интересы, а просит сообщить о причинах и основаниях принятого решения, совершенного действия (бездействия), то такое обращение должно быть квалифицировано как запрос и рассмотрено в порядке статьи 50 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В Дальневосточное таможенное управление поступила жалоба ООО "Д" на решение таможни об отказе в рассмотрении жалобы по существу по основаниям, предусмотренным статьей 44 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", мотивированная тем, что заявитель просил дать пояснения в порядке, установленном статьей 50 указанного Федерального закона.
Глава 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определяет порядок подачи, рассмотрения и разрешения направляемых в таможенные органы жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела. Частью 1 статьи 44 данного Федерального закона предусмотрены основания для отказа в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу. В то же время положения главы 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" применяются при реализации лицом предусмотренного частью 1 статьи 36 данного Федерального закона права на обжалование решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. Таким образом, жалоба - обращение лица, в котором выражается несогласие с решением, действием (бездействием) таможенного органа в области таможенного дела, сообщается о нарушении прав, свобод или законных интересов лица, создании препятствий к их реализации либо содержится просьба о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов.
В обращении ООО "Д" в таможню, озаглавленном как "жалоба", заявитель не выражал несогласие с решением, действием либо бездействием таможенного органа и не указывал на нарушение его прав, свобод или законных интересов, а также не требовал восстановить свои права, свободы или законные интересы. В этой связи обращение, несмотря на заголовок, по содержанию не является жалобой в области таможенного дела и, следовательно, не подлежит рассмотрению в порядке, установленном главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В свою очередь, согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" лицо, в отношении которого таможенным органом либо его должностным лицом принято решение или совершено действие, а также лицо, в отношении которого решение не принято либо подлежащее совершению действие не совершено в течение установленного срока, вправе обратиться с запросом в этот таможенный орган о причинах и об основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения или несовершения действия, если это затрагивает права и законные интересы указанных лиц непосредственно и индивидуально. Согласно части 3 указанной статьи при подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменной форме в течение 10 дней со дня получения указанного запроса.
Учитывая, что общество, ссылаясь на часть 1 статьи 50 указанного выше Федерального закона, просило сообщить о причинах и основаниях принятия решения об осмотре задекларированного товара без участия декларанта, а также неизвещения общества о времени проведения осмотра, обращение ООО "Д" является запросом, порядок рассмотрения которого установлен статьей 50 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Таким образом, таможня неверно квалифицировала обращение ООО "Д" как жалобу в области таможенного дела, что привело к принятию неправомерного решения об отказе в рассмотрении жалобы по существу.

6. Процедуре рассмотрения жалобы в упрощенном порядке предшествует процедура ее подачи заявителем и принятие уполномоченным должностным лицом таможенного органа.
В Дальневосточное таможенное управление поступила жалоба гражданина К. на бездействие начальника таможни, выразившееся в нерассмотрении жалобы заявителя в упрощенном порядке.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможни или таможенного поста заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу соответственно таможни или таможенного поста, а в случае обжалования решения, действия (бездействия) начальника таможенного поста - к начальнику таможни, в регионе деятельности которой находится данный таможенный пост. Рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно, но не позднее трех часов с момента ее подачи.
Из смысла статьи 49 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" следует, что процедуре рассмотрения жалобы в упрощенном порядке предшествует процедура подачи ее заявителем и принятие уполномоченным должностным лицом. На стадии подачи жалобы в упрощенном порядке заявитель в устной форме излагает уполномоченному лицу существо обжалуемого решения, действия (бездействия). На стадии принятия жалобы к рассмотрению уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает решение об отказе или о принятии к рассмотрению жалобы по существу. При этом основания для отказа в рассмотрении жалобы в упрощенном порядке на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу с учетом специфики упрощенного порядка обжалования отражены в статье 44 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и в части 2 статьи 49 вышеуказанного Федерального закона (несоблюдение порядка обращения с устной жалобой в части компетенции).
В случае если вышеуказанные основания для принятия решения об отказе в рассмотрении жалобы в упрощенном порядке отсутствуют, уполномоченное должностное лицо таможенного органа незамедлительно приступает к ее рассмотрению.
Из документов, представленных в Дальневосточное таможенное управление следует, что 22.04.2013 в 08:10 гражданин К. обратился в приемную начальника таможни с целью немедленно попасть на прием к начальнику таможни для реализации права на подачу жалобы в упрощенном порядке. В связи со служебной необходимостью у начальника таможни отсутствовала возможность принять гражданина К. незамедлительно. Учитывая сложившуюся ситуацию заявителю было предложено подойти в 13:15. В указанное время заявитель своего права на подачу жалобы не реализовал.
Таким образом, гражданин К, лишь изъявил намерение обратиться с устной жалобой к начальнику; факт подачи жалобы в упрощенном порядке отсутствовал. Следовательно, обязанность начальника таможни безотлагательно рассмотреть жалобу заявителя в упрощенном порядке не возникла. Учитывая вышеизложенное, бездействие начальника таможни, выразившееся в нерассмотрении жалобы в упрощенном порядке, правомерно.

7. Несоответствие заявленных и указанных в оригинале инвойса сведений об условиях поставки товара свидетельствует о неподтверждении декларантом структуры заявленной таможенной стоимости товара, в связи с чем решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости является правомерным.
В Дальневосточное таможенное управление поступила жалоба ООО "А" на решение таможенного поста о корректировке заявленной таможенной стоимости товара. В обоснование своей позиции заявитель приводит довод о том, что в инвойсе продавцом была допущена техническая опечатка и ошибочно указаны условия поставки FCA Туньзян, однако таможенный орган не вправе в связи с этим делать вывод о недостоверности таможенной стоимости, поскольку данные условия не предусмотрены контрактом и иными коммерческими документами.
Согласно пункту 2 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза, пункт 3 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза").
В обоснование обжалуемого решения о корректировке заявленной таможенной стоимости товара, задекларированного ООО "А", таможенный пост привел довод о расхождении сведений об условиях поставки в представленных декларантом документах, неподтверждении декларантом структуры заявленной таможенной стоимости данного товара, в связи с чем сделал вывод о том, что заявленные сведения не основаны на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Так, согласно контракту продавец продает, а покупатель покупает товары на условиях поставки CFR Хабаровск, DAF Жаохэ, FCA Суйфэньхэ, DAF Хулинь в ассортименте, количестве и по ценам согласно выставляемым инвойсам и спецификации на каждую партию товара. В декларации на товары ООО "А" заявлены условия поставки CFR Хабаровск. В приложении к контракту содержатся сведения о поставке товара на условиях CFR Хабаровск и включении в цену товара стоимости погрузки, тары, маркировки, доставки до места назначения, расходов по погрузке и выгрузке товара в транспортное средство покупателя в месте отгрузки. В направленном декларантом в электронном виде одновременно с декларацией на товары инвойсе указаны условия поставки CFR Хабаровск, однако в оригинале инвойса, представленном обществом по запросу таможенного органа в рамках дополнительной проверки, содержатся сведения о поставке товара на условиях FCA Туньзян, при этом порт Туньзян указан в коносаменте и инвойсе в качестве места погрузки товара.
Согласно международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2010" условия поставки FCA означают, что продавец обязан предоставить товар перевозчику или другому лицу, указанному покупателем, в определенном пункте, в установленную дату или в оговоренный срок, при этом покупатель обязан за свой счет заключить договор перевозки от согласованного пункта. Таким образом, в случае применения условий поставки FCA к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары, при определении таможенной стоимости добавляются расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза (пункт 1 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза").
Учитывая несоответствие заявленных и указанных в оригинале инвойса сведений об условиях поставки товара, задекларированного ООО "А", довод таможенного органа о неподтверждении структуры таможенной стоимости и вывод о несоблюдении требований, установленных пунктом 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза и пунктом 3 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", являются обоснованными. При этом ссылка заявителя на представленное вместе с жалобой письмо продавца о технической ошибке, допущенной в инвойсе, не имеет значения для оценки решения таможенного поста, поскольку указанное письмо не предоставлялось обществом в подтверждение заявленных сведений в ходе контроля таможенной стоимости, в том числе по запросу таможенного органа в рамках дополнительной проверки, и решение о корректировке таможенной стоимости принималось таможенным постом на основании имеющейся в его распоряжении информации в соответствии с пунктом 4 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Принимая во внимание вышеизложенное, решение таможенного поста о корректировке заявленной таможенной стоимости товара, задекларированного ООО "А", является правомерным.

8. Наличие различных клише печатей (штампов) в оригиналах коммерческих документов, проставленных от имени одного лица, не свидетельствует о недействительности документов, выражающих содержание сделки, и не может служить основанием неправомерности решения таможенного поста о принятии заявленной таможенной стоимости.
В Дальневосточное таможенное управление поступила жалоба ООО "Д" на решение таможни об отмене в порядке ведомственного контроля решения таможенного поста о принятии заявленной таможенной стоимости товаров. Заявитель приводит довод о необоснованности вывода таможни о фальсификации коммерческих документов, а также об отсутствии оснований для отмены решения таможенного поста о принятии заявленной таможенной стоимости данных товаров.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела.
Из решения таможни следует, что в результате проведенной криминалистической почерковедческой экспертизы было установлено проставление оттисков различными клише печатей и штампов в оригиналах коммерческих документов, представленных декларантом в подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров. Так, оттиски круглых печатей, заверяющие от имени компании-продавца контракт и отгрузочную спецификацию, выполнены различными клише печатей. Оттиски штампов продавца в инвойсе и калькуляции выполнены нижней частью текстового штампа, которым нанесены два оттиска штампа на последней странице контракта. Оттиск штампа на отгрузочной спецификации и на последней странице контракта выполнены разными клише штампов. Шесть оттисков печати ООО "Д", проставленные красителем голубого цвета в контракте и агентском договоре, выполнены разными клише печатей. Из приведенных обстоятельств таможней сделан вывод о том, что представленные обществом документы содержат признаки фальсификации, то есть являются недействительными, в связи с чем таможенная стоимость товаров, задекларированных ООО "Д", и сведения, относящиеся к ее определению, не основаны на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. В соответствии с данной нормой внешнеторговый контракт предусматривает вступление в силу контракта с момента его подписания, при этом доказательства проставления подписей в коммерческих документах неуполномоченными лицами не установлены. В свою очередь, констатация факта различия нескольких клише печатей либо штампов, проставленных от имени одного лица, не свидетельствует о недействительности документов, выражающих содержание сделки. В связи с этим указания таможни на признаки фальсификации документов недостаточно для вывода о недостоверности заявленных декларантом сведений ввиду отсутствия подтверждающих данный вывод доказательств. При таких обстоятельствах приведенное таможней обоснование не свидетельствует о неправомерности решения таможенного поста о принятии заявленной таможенной стоимости товаров.


------------------------------------------------------------------