По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Представление Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 20.03.2014 N 7-5-2014/59/2183 "Об устранении нарушений законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по государственному контролю "
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 20 марта 2014 г. № 7-5-2014/59/2183
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ
РЕСУРСОВ И О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО
ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ (НАДЗОРУ)
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры края проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в Приморском территориальном управлении Росрыболовства, в том числе в части соблюдения Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Согласно ч. 1 ст. 43.2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" под федеральным государственным контролем (надзором) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
В соответствии с ч. 2 ст. 43.2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" Постановлением Правительства РФ от 25.12.2012 № 1394 утверждено Положение об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
В соответствии с п. 2 Приказа Росрыболовства от 20.08.2010 № 708 "Об утверждении административного регламента исполнения Федеральным агентством по рыболовству государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации" территориальные управления Росрыболовства обязаны обеспечить исполнение государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области рыболовства и сохранение водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориям федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в соответствии с утвержденным регламентом.
Так, в соответствии с п. 11 названного Положения, предметом проверок и мероприятий по контролю является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе условий выданных разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, условий договоров, на основании которым возникает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также документов, подтверждающих законность уловов водных биологически к ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции.
Изучение всех представленных на проверку 14 материалов плановых проверок за 2013 год, проведенных Владивостокским постом Владивостокского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биоресурсов и среды их обитания Приморского территориального управления Росрыболовства (далее - ВОНР Управления) показало, что фактически предметом всех проверок было соблюдение общих требований природоохранного законодательства.
Специальные проверки в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) по соблюдению юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, в том числе условий выданных разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, условий договоров, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также документов, подтверждающих законность уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции на 2013 год не планировались и ВОНР Управления не проводились, что свидетельствует о неполноте принимаемых мер по организации и осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере рыболовства.
В большинстве актов проверок отсутствуют сведения о воздействии осуществляемой хозяйственной деятельности на среду обитания водных биоресурсов, а также на водные объекты рыбохозяйственного значения, вопросы загрязнения среды обитания водных биоресурсов вредными веществами (кислоты, щелочи, пестициды, агрохимикаты и другие химические вещества), отходами производства и потребления, углеводородным сырьем и его производными, сброса в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены.
Так, из анализа представленных материалов следует, что проверка в отношении ОАО "З" проведена формально, вопросы, относящиеся к компетенции Управления при проведении мероприятия по контролю в полном объеме проверены не были, установленные цели и задачи в приказе о проведении проверки также не достигнуты, что подтверждается отсутствием этих сведений в протоколе об административном правонарушении. При проведении мероприятия по контролю, к протоколам об административном правонарушении не приобщен акт проверки, в котором отражены все выявленные нарушения закона со стороны Общества.
Аналогичное нарушение выявлено в материалах проверки в отношения ФБЛПУ "Санаторий-профилакторий "Золотой берег" Федеральной налоговой службы.
В ходе проверки также выявлены факты ненадлежащего соблюдения законодательства при использовании полномочий, связанных с привлечением к административной ответственности лиц, нарушивших законодательстве Российской Федерации.
Так, постановлением старшего государственного инспектора Владивостокского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания (Хасанский пост) Управления от 05.02.2014 гражданин Т.С.С. за выход в море на катере СТР-17 на подвесном двигателе ЯМАХА 250, без бортовых номеров в период закрытой навигации, привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.8 КоАП РФ, наложен административный штраф в размере 1 тыс. рублей.
Указанные действия гражданина Т.С.С. квалифицированы как нарушение пп. "т" п. 8 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России № 502 от 29.06.2005 - нарушение правил, обеспечивающие безопасность плавания, а также безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов.
Согласно диспозиции ч. 1 ст. 11.8 КоАП РФ, административная ответственность по указанной статье наступает за управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания.
Однако ни в протоколе об административном правонарушении от 30.01.2014 № 02-69/14х, ни в постановлении по делу об административном правонарушении от 05.02.2014 № 02/21 данные об управлении гражданином Т.С.С. указанным маломерным судно не установлены. Более того, запрет на управление маломерным судном не несущим бортовых номеров установлен пп. "а" п. 8 названных Правил.
Таким образом, при привлечении гражданина Т.С.С. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.8 КоАП РФ были грубо нарушены нормы материального права.
В ходе проверки также установлены отдельные нарушения требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон).
Согласно части 11 статьи 9 названного Федерального закона плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
Установлено, что в отсутствии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 12 Федерального закона, для ВОНР Управления организовывались только выездные проверки, при этом, во всех приказах Управления о проведении плановой проверки устанавливается значительный перечень документов, представление которых обязательно для проверяемых лиц.
Все плановые проверки проводятся выездные, однако большинство из них неэффективные (нерезультативные), вопросы, относящиеся к предмету деятельности Управления в актах не отражаются, нарушение/соблюдение требований в области рыбоохранного законодательства не отражаются, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на Управление полномочий. Таким образом, отраженные в актах результаты проведенных выездных проверок не подтверждают обоснованность их планирования.
По-прежнему допускается нарушение требований ст. 16 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Так, во всех актах проверок, составленных по результатам проведенных мероприятий по контролю, в которых выявлены нарушения обязательных требований, не указаны сведения о лицах, допустивших нарушения этих требований (ООО "Э", ООО "Л", ООО "Г", ОАО "В", ИП Д.Л.В.).
В силу ч. 3 ст. 18 названного Федерального закона должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о ее проведении в соответствии с ее назначением.
Так, в п. 8 приказов Управления о проведении проверки содержатся обязательные мероприятия по контролю, которые должны быть проведены для достижения целей и задач проведения проверки, в числе которых: рассмотрение документов согласований с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства размещения хозяйственных и иных объектов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания при осуществлении работ.
Между тем, в подавляющем большинстве актов плановых проверок не отражены сведения о рассмотрении документов, связанные с наличием/отсутствием согласований с Приморским территориальным управлением Росрыболовства размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания при осуществлении работ; о проводимых хозяйствующими субъектами мероприятий, направленных на соблюдение установленных требований в области охраны водных биоресурсов и среды их обитания; о проведении обследования используемой акватории водного объекта рыбохозяйственного значения.
В нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона, должностные лица ВОНР Управления при проведении мероприятий по контролю проверяют обязательные требования, не относящиеся к полномочиям органов рыбоохраны (наличие расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду, своевременность внесения таких платежей, наличие лицензии на недропользование (водопользование), соблюдение условий водопользования). При этом, приобщенные к актам проверок копии документов не всегда соответствуют требованиям закона и подтверждают соблюдение обязательных требований природоохранного законодательства (копии расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год, приобщенные к материалам проверки в отношении ООО "Р").
В нарушение ч. 1 ст. 16 Федерального закона, во всех актах проверок Управления, отражаются сведения (реквизиты природопользователя), не предусмотренные типовой формой акта проверки, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 (отражаются).
В нарушение ст. 17 Федерального закона, во всех вынесенных предписаниях не установлены конкретные сроки устранения нарушений. Указание в предписании: "срок исполнения 6 месяцев", не позволяет определить точную дату исчисления указанного срока, а также выполнения данного предписания, что является недопустимым (ООО "Л", ООО "Э", ООО "Г").
Анализ представленных на проверку материалов показал, что контроль за исполнением требований, указанных в приказах Управления о проведении проверок должным образом со стороны руководства Управления не осуществляется, результаты проведенных проверок ответственными должностными лицами Управления по данному направлению работы не анализируются, применение мер дисциплинарного воздействия к должностным лицам Управления не инициируются.
Выявлены факты ненадлежащего осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в части полноты и своевременности предъявления исков о возмещении вреда, причиненного водным биоресурсам в результате нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Так, в 2012 году Управлением всего вынесено 364 постановления по делам об административных правонарушениях, в которых решен вопрос о возмещении ущерба, причиненного водным биоресурсам на общую сумму 358200 рублей, за аналогичный период 2013 года всего вынесено 525 постановлений на общую сумму 926440 рублей. В добровольном порядке ущерб возмещен по 278 постановлениям 2012 года на общую сумму 272400 рублей, в 2013 году - 239 постановлений на общую сумму 458705 рублей.
Таким образом, за 2012 год число неоплаченных постановлений составило 86 штук на общую сумму 85800 рублей, а в 2013 году 286 постановлений на общую сумму 467735 рублей.
Между тем, общее количество исков, предъявленных в суд межрайонными отделами Управления в 2012 году составило 37 на общую сумму 34,05 тыс. рублей, в 2013 году 56 исков на общую 64,2 тыс. рублей, из них 27 исков по постановлениям, вынесенным в 2012 году на общую сумму 41,0 тыс. рублей.
Таким образом, работу Управления на данном направлении нельзя признать эффективной.
В соответствии с п. 5 Положения об Управлении, утвержденного приказом Росрыболовства от 17.09.2013 № 702, Управление в своей деятельности руководствуется, в том числе приказами Агентства.
Так, в соответствии с приказом Росрыболовства от 02.06.2009 № 448, а также п. 8.1.2 Положения об Управлении, утвержденного приказом Росрыболовства от 17.09.2013 № 702, Управление осуществляет координацию и контроль за выполнением подведомственными Агентству организациями задач, выполняемых в соответствии с Уставом.
Между тем, закрепленные Приказом Росрыболовства от 02.06.2009 № 448 полномочия, Управлением в 2013 году исполнялись ненадлежащим образом. Так, календарные (квартальные, годовые) планы деятельности подведомственных учреждений в указанный период не согласовывались: выездные контрольные проверки за использованием по назначению и сохранностью имущества, принадлежащего подведомственным Агентству организациям, выполнением ими утвержденных показателей экономической эффективности деятельности не организовывались и не проводились; не созданы координационные группы по регулированию рыболовства, соответственно не обеспечено оперативное руководство работой данных групп.
При осуществлении прокурорского надзора регулярно вскрываются нарушения бюджетного законодательства, законодательства, регламентирующего использование федерального имущества, рыбоохранного законодательства в деятельности подведомственных Управлению учреждений и организаций, вносятся обоснованные меры прокурорского реагирования.
В соответствии с приказом Росрыболовства от 12.03.2012 № 220 руководитель Управления ежегодно до 20 января разрабатывает и представляет в Росрыболовство планы совместных с бассейновыми управлениями мероприятий на водных объектах рыбохозяйственного значения по зонам ответственности, направленных на обеспечение проведения государственного мониторинга водных биоресурсов и осуществления мероприятий по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, а также выявления мест нахождения незаконных орудий добычи (планы мониторинга и сохранения). О наличии таких планов должны информироваться органы прокуратуры.
Однако в органы прокуратуры соответствующая информация не представлена.
Выявленные в ходе настоящей проверки нарушения подрывают авторитет Приморского территориального управления Росрыболовства, которое создано в том числе, для осуществления функций по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания на водных объектах рыбохозяйственного значения.
Ответственность должностных лиц при проведении проверки определена в статье 16 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Ранее в Ваш адрес уже вносилось представление об устранении аналогичных нарушений, однако должных мер к соблюдению требований закона со стороны подчиненных Вам сотрудников при проведении мероприятий по контролю принято не было, что повлекло повторное нарушение не только федеральных законов, но и приказов Росрыболовства.
Проведенная проверка показала на необходимость принятия более эффективных мер по контролю за подчиненными сотрудниками при организации и проведении мероприятий по контролю, соблюдении порядка оформления результатов проверки и мер, принимаемых по фактам нарушений закона.
Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь ст. ст. 7, 22, 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
предлагаю:
1. Рассмотреть настоящее представление и принять конкретные и исчерпывающие меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений закона и недопущения подобного впредь.
2. Решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения закона. При принятии мер дисциплинарного характера к лицам, допустившим нарушения закона, следует направить копию соответствующего приказа прокурору.
3. Настоящее представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В установленный законом месячный срок о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
4. О дате рассмотрения представления сообщить прокурору для принятия участия.
Приморский межрайонный природоохранный прокурор,
старший советник юстиции
В.В.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------