По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Приморского УФАС России от 18.02.2014 N 6/07-2014 <О признании ненадлежащей sms-рекламы>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
РЕШЕНИЕ
от 18 февраля 2014 г. № 6/07-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (Приморское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Абросимов Д.Е., заместитель руководителя Приморского УФАС России;
члены Комиссии:
Межевая Е.В. - ведущий специалист отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Рязанова А.А. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
рассмотрев 7 февраля 2014 года дело № 6/07-2014, возбужденное по признакам нарушения ОАО "В" части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федерального закона "О рекламе") при распространении по сетям электросвязи рекламы на номер мобильного телефона без предварительного согласия абонента,
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - начальника юридического отдела Дальневосточного территориального управления Дальневосточного филиала ОАО "В" (далее также - ОАО КБ "В", Банк) Ж.А.В. (доверенность от 01.01.2014 № 211-ГО),
в отсутствии заявителя - В.Е.В., уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, о чем свидетельствует почтовая карточка о получении с присвоенным идентификационным номером 69000770005871.
установила:
05.11.2013 в Приморское УФАС России поступило обращение жителя г. Уссурийска В.Е.В. о получении им рекламной информации от ОАО КБ "В", путем рассылки sms-сообщений на мобильный телефон без предварительного согласия абонента, что противоречит требованиям части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе").
В частности на мобильный телефон <...> гражданина В.Е.В. 19.09.2013 (18:32) поступило sms-сообщение, согласие на получение которого он не давал, следующего содержания: "Уважаемый клиент! Для поиска ближайшего банкомата, наберите на своем мобильном телефоне команду *568*11# и кнопку "вызова", платежного терминала *568*22#, отделения банка *568*33#. ОАО КБ "В" под буквенным кодом "V".
Заявитель считает, что рассылка в его адрес рекламы содержит признаки нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе", просит провести соответствующую проверку и привлечь виновных в нарушении рекламного законодательства лиц к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
На основании вышеизложенного, было возбуждено дело по признакам нарушения рекламного законодательства, и назначено к рассмотрению на 07.02.2014.
На рассмотрении настоящего дела представитель ОАО КБ "В" Ж.А.В. пояснила свою позицию по вменяемым нарушениям следующее.
Направление sms-сообщений, носящих информацию о возможности использования ussd сервиса ОАО КБ "В" (стандартный сервис в сетях GSM, позволяющий организовать интерактивное взаимодействие между абонентом сети и сервисным приложением в режиме передачи коротких сообщений), осуществляется Банком с помощью электронных сервисов операторов подвижной связи, клиентам Банка.
Вышеуказанное sms-сообщение, как указал представитель по доверенности, предназначалось для направления именно клиентам Банка, в целях информирования клиентов о введении в эксплуатацию сервиса, позволяющего с помощью мобильного телефона получать информацию о месте нахождения ближайших банкоматов, платежных терминалов и офисов Банка, путем использования ussd сервиса. То есть, в информационном сообщении, по мнению представителя Банка по доверенности, отсутствуют такие признаки, как: объект рекламирования; привлечение внимание к объекту рекламирования; формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке.
В представленных пояснениях ОАО КБ "В" указано, что гражданин В.Е.В. является клиентом Банка. 21 февраля 2010 года В.Е.В. в Операционном офисе № 0303 Приморского Филиала Банка осуществлял банковскую операцию - пополнение счета третьего лица, согласно приходно-кассовому ордеру № 23298130 от 21.02.2010. При осуществлении указанной операции в операционной кассе Банка, гражданин В.Е.В. сообщил номер своего мобильного телефона сотруднику Банка.
Однако, Комиссия отмечает, что в материалы дела не было представлено ОАО КБ "В" каких-либо доказательств, о том что сотрудник Банка получил телефонный номер гражданина В.Е.В., и его согласие на получение в дальнейшем рекламной информации Банка. Также не представлено доказательств уведомления гражданина В.Е.В. сотрудником Банка о том, что при предоставлении телефонного номера ему от Банка будет поступать какая-либо информация от Банка.
Представитель Банка считает, что мнение гражданина В.Е.В. о направлении ему sms-сообщения рекламного характера является ошибочным, а в действиях ОАО КБ "В" отсутствуют признаки нарушения законодательства о рекламе.
Вместе с тем, направление сообщения осуществлялось Банком на основании договора № 603 от 16.05.2013, заключенного между Банком и ООО "С".
В ходе анализа представленного Банком договора № 603 от 16.05.2013, заключенного между ОАО КБ "В" и ООО "С", установлено, что предметом по настоящему договору является оказание услуг по подключению к sms-шлюзу Исполнителя (ООО "С"). ООО "С" предоставляют круглосуточный доступ к sms-шлюзу для отправки sms-сообщений Заказчика (ОАО КБ "В").
Пунктом 5.4 данного договора установлено, что Заказчик (ОАО КБ "В") является единственным составителем и отправителем всех SMS и MMS сообщений, отправляемых в рамках настоящего договора, т.е., именно он является рекламодателем и рекламораспространителем указанных сообщений, именно он определяет их конечных получателей (абонентов), а Исполнитель (ООО "С") лишь создает техническую возможность для отправки (распространения), доставки этих сообщений посредством определенной совокупности технического оборудования и программного обеспечения.
Таким образом, Комиссия полагает, что направление sms-сообщения, носящего рекламный характер, осуществлялось ОАО КБ "В" на основании заключенного договора № 603 от 16.05.2013.
Кроме того, Комиссия считает довод ОАО КБ "В" о том, что направленное sms-сообщение гражданину В.Е.В. носило информационный характер и не являлось рекламой, несостоятельным, ввиду того, что информация, распространяемая о способе поиска банкомата ОАО КБ "В" и о платежных терминалах, посредством набора на мобильном телефоне определенных команд, имеет все признаки рекламы, поскольку данная информация направлена на привлечение внимания к услугам, предоставляемым ОАО КБ "В", что имеет целью поддержание интереса у абонентов, которым поступила вышеуказанное сообщение, и продвижение своей кредитной организации на рынке аналогичных услуг.
Таким образом, факт нарушения части 1 статьи 18 ФЗ "О рекламе" установлен в полном объеме.
В статье 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 Закона); под объектом рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 Закона); под товаром - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 Закона).
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель, в рассматриваемом случае - ОАО КБ "В", в интересах которого распространяется данная реклама.
К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей sms-рекламу следующего содержания:
"Уважаемый клиент! Для поиска ближайшего банкомата, наберите на своем мобильном телефоне команду *568*11# и кнопку "вызова", платежного терминала *568*22#, отделения банка *568*33#. ОАО КБ "В" под буквенным кодом "V", распространителем которой является ОАО "В" (ИНН <...>, ОГРН <...>), поскольку она распространялась с нарушением требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ОАО "В" предписание о прекращении нарушения требований части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Д.Е.АБРОСИМОВ
Члены Комиссии
Е.В.МЕЖЕВАЯ
А.А.РЯЗАНОВА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
от 18 февраля 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморского УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Абросимов Д.Е. - заместитель руководителя Приморского УФАС России;
члены Комиссии:
Межевая Е.В. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Рязанова А.А. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
на основании своего решения от 07.02.2014 по делу № 6/07-2014 о признании ненадлежащей рекламы, распространявшейся посредством рассылки sms-сообщения на телефонный номер абонента гражданина В.Е.В., с нарушением требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
предписывает:
1. ОАО "В" (ИНН <...>, ОГРН <...>) в срок не позднее 5 дней после получения настоящего предписания прекратить нарушение требований части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе", а именно: прекратить распространение рекламы на номер мобильного телефона гражданина В.Е.В. <...>, зарегистрированного в компании ОАО "Мегафон", без его согласия.
2. ОАО "В" в срок не позднее 14 дней с даты получения настоящего предписания представить в Приморское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Приморское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, установленном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Д.Е.АБРОСИМОВ
Члены Комиссии
Е.В.МЕЖЕВАЯ
А.А.РЯЗАНОВА
------------------------------------------------------------------