По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Определение Приморского краевого суда от 13.02.2014 N 33-1028 <Об отмене решения Ленинского районного суда города Владивостока от 04.10.2013 и отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Положения о порядке взимания платы за содержание воспитанников в муниципальных общеобразовательных школах-интернатах города Владивостока и предоставлении родителям льгот по оплате за содержание воспитанников в муниципальных общеобразовательных школах-интернатах города Владивостока утв. постановлением администрации города Владивостока от 17.11.2011 N 2777>
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 февраля 2014 г. № 33-1028
(извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Владивостока о признании незаконным Положения о порядке взимания платы за содержание воспитанников в муниципальных общеобразовательных школах-интернатах города Владивостока и предоставлении родителям (законным представителям) льгот по оплате за содержание воспитанников в муниципальных общеобразовательных школах-интернатах города Владивостока, утвержденного постановлением администрации города Владивостока от 7 ноября 2011 года N, противоречащим действующему законодательству в части по апелляционной жалобе администрации города Владивостока на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 4 октября 2013 года, которым заявление удовлетворено: признано незаконным Положение о порядке взимания платы за содержание воспитанников в муниципальных общеобразовательных школах-интернатах города Владивостока и предоставлении родителям (законным представителям) льгот по оплате за содержание воспитанников в муниципальных общеобразовательных школах-интернатах города Владивостока, утвержденного постановлением администрации города Владивостока от 7 ноября 2011 года N, противоречащим действующему законодательству в части, не предусматривающей льгот в виде освобождения от оплаты за содержание в муниципальных школах-интернатах города Владивостока детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и недействующим с момента принятия.
Заслушав доклад судьи С.С.Е., выслушав объяснения представителя администрации города Владивостока Б.А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Б.А.М., судебная коллегия
установила:
прокурор города Владивостока обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что постановлением администрации города Владивостока от 7 ноября 2011 года № утверждено Положение о порядке взимания платы за содержание воспитанников в муниципальных общеобразовательных школах-интернатах города Владивостока и предоставлении родителям (законным представителям) льгот по оплате за содержание воспитанников в муниципальных общеобразовательных школах-интернатах. Пунктом 2.2 Положения предусмотрено, что размер ежемесячной платы за содержание воспитанников в школах-интернатах, взимаемой с родителей (законных представителей) составляет 10% от фактических затрат на содержание одного воспитанника в месяц, но не выше стоимости затрат на питание. Постановлением администрации города Владивостока установлена плата за содержание воспитанников в муниципальных бюджетных общеобразовательных школах-интернатах... без учета льгот для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержание в которых основано на принципах полного государственного обеспечения. Администрацией города Владивостока в нарушение положений Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" не предусмотрены льготы по оплате за содержание в школах-интернатах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Просит признать Положение о порядке взимания платы за содержание воспитанников в муниципальных общеобразовательных школах-интернатах города Владивостока и предоставлении родителям (законным представителям) льгот по оплате за содержание воспитанников в муниципальных общеобразовательных школах-интернатах города Владивостока, утвержденного постановлением администрации города Владивостока от 7 ноября 2011 года N, противоречащими действующему законодательству в части, не предусматривающей льгот в виде освобождения от оплаты за содержание в муниципальных школах-интернатах города Владивостока детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор настаивал на заявленных требованиях.
Представитель администрации города Владивостока возражал против требований, указав, что прокурором не указан закон, которому противоречит оспариваемый акт. Выплаты за содержание ребенка в семье опекуна осуществляются за счет средств субъекта федерации, и не является обязательством органов местного самоуправления. Государственное обеспечение за нахождение в школе-интернате законом не предусмотрено.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласилась администрация города Владивостока, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что администрацией города Владивостока нарушено право на льготы по оплате за содержание в школах-интернатах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на полное государственное обеспечение за время их пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Орган местного самоуправления, устанавливая плату за содержание воспитанников в муниципальных бюджетных общеобразовательных школах-интернатах, не предусматривая льготу в виде освобождения опекуна от платы за нахождение подопечных в школах-интернатах, нарушает принцип полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С данным выводом суда нельзя согласиться, поскольку он основан на неправильном толковании материального закона, регулирующего спорное правоотношение.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости.
Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, принят Закон Приморского края от 6 июня 2005 года № 258-КЗ "О порядке и размерах выплаты ежемесячных денежных средств опекунам (попечителям) на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)" (ред. от 03.10.2013), который в соответствии с частью 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации определяет размер и порядок выплаты опекуну (попечителю) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством).
Выплачиваемые денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 148 СК РФ).
Согласно статье 148.1 СК РФ опекун или попечитель имеет право выбора образовательной организации. Вместе с тем, отсутствие подопечного в месте жительства в связи с обучением признается временным, и в силу пункта 6 статьи 15 Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" не прекращается осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна или попечителя в отношении подопечного.
Учитывая, что под образовательными организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются учреждения, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, полномочия организации возникают с момента принятия органом опеки и попечительства акта об устройстве детей в указанную организацию, нахождение в общеобразовательных школах-интернатах является временным.
Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и размер пособия, выплачиваемого опекуну (попечителю) на содержание ребенка не является равнозначным понятием освобождения опекуна от несения расходов на содержание подопечного.
Оспариваемая норма не может быть признана противоречащей федеральному законодательству, поскольку принцип, установленный федеральным законодательством, предоставления бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, реализуется в нормативных правовых актах.
Предусматривая возможность освобождения от платы за содержание воспитанников в школах-интернатах их представителей, признанных малоимущими, орган местного самоуправления предусмотрел дополнительную поддержку опекунов, в семью которых переданы дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Таким образом, Положение о порядке взимания платы за содержание воспитанников в муниципальных общеобразовательных школах-интернатах города Владивостока и предоставлении родителям (законным представителям) льгот по оплате за содержание воспитанников в муниципальных общеобразовательных школах-интернатах принято в пределах полномочий и не противоречит федеральному законодательству.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и нарушены нормы материального права, обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением нового постановления об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Владивостока от 4 октября 2013 года отменить. Принять по делу новое решение, которым прокурору города Владивостока в удовлетворении требований о признании незаконным Положения о порядке взимания платы за содержание воспитанников в муниципальных общеобразовательных школах-интернатах города Владивостока и предоставлении родителям (законным представителям) льгот по оплате за содержание воспитанников в муниципальных общеобразовательных школах-интернатах города Владивостока отказать.
------------------------------------------------------------------