Решение Хорольского районного суда Приморского края от 06.02.2014 N 2-108/2014 <О признании недействующим решения Думы Хорольского муниципального района Приморского края от 31.07.2007 N 348 "Об утверждении структуры администрации Хорольского муниципального района" в части состава отдела по социальной работе, культуре, физической культуре и спорту>



ХОРОЛЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 февраля 2014 г. № 2-108/2014

(извлечение)

Хорольский районный суд Приморского края,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Хорольского района о признании противоречащим закону и недействующим решения Думы Хорольского муниципального района Приморского края от 31 июля 2007 г. № 348,

установил:

В Хорольский районный суд Приморского края с заявлением обратился прокурор Хорольского района, из которого следует, что 31 июля 2007 года Думой Хорольского муниципального района Приморского края принято решение № 348 "Об утверждении структуры администрации Хорольского муниципального района" (далее - Решение). В данное решение внесены изменения решениями Думы Хорольского муниципального района Приморского края 04.07.2008 № 429, от 18.09.2009 № 41, от 23.10.2009 № 50, от 03.06.2010 № 113, от 01.11.2011 № 252, от 19.12.2012 № 367, от 27.11.2013. Решение № 348 опубликовано в районной газете "Рассвет", N№ 91 - 92 (9389 - 9390), 11.08.2007. Изменения, внесенные решением Думы Хорольского муниципального района № 429 от 04.07.2008, вступили в силу 04.07.2008; № 41 от 18.09.2009 - опубликованы в газете "Рассвет" 3116 (9719), 10.10.2009; № 50 от 23.10.2009 - опубликованы в газете "Рассвет" № 125 (9728) 31.10.2009; № 113 от 03.06.2010 - опубликованы в газете "Рассвет" № 65 (9819), 19.06.2010; № 252 от 01.11.2011 - опубликованы в газете "Рассвет" № 140 (10041) 08.12.2011; № 367 от 19.12.2012 - опубликованы в газете "Рассвет" № 145 (10197) 25.12.2012.
Указанным решением утверждена структура администрации Хорольского муниципального района в виде схемы, прилагаемая структура в описательном виде.
В структуру администрации Хорольского муниципального района входит отдел по социальной работе, физической культуре и спорту, состоящий из 4 человек, в том числе: начальника отдела - 1, специалиста по работе в области культуры - 1, специалиста комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - 2, специалиста по физической культуре и спорту - 1. При этом к структуре имеется сноска: несмотря на то, что работники ЗАГС и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются муниципальными служащими, их финансовое обеспечение осуществляется из федерального бюджета, эти специалисты не входят в численность работников администрации муниципального района.
Указанная структура противоречит федеральному законодательству Российской Федерации в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта Российской Федерации.
6 ноября 2013 года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", вступившее в силу с 16 ноября 2013 года. В соответствии с данным Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав образуются для профилактики безнадзорности и правонарушений и являются коллегиальными органами, обеспечивающими координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики.
Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, на которые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации возложены полномочия по созданию комиссий, в целях обеспечения деятельности комиссий вправе создавать отделы или другие структурные подразделения в составе исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Настоящим Постановлением определены задачи комиссий, среди которых: социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, выявление и пресечение случаев вовлечения в преступления и в антиобщественные действия, обеспечение защиты прав и законных интересов данных лиц и др., а также установлены функции комиссий.
Так, например, в соответствии с подпунктом "в" пункта 7 Постановления муниципальные комиссии:
- дают при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетними, достигшими возраста 15 лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования. Комиссии принимают совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет и оставивших общеобразовательные организации до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения несовершеннолетними образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с согласия их родителей (законных представителей) по трудоустройству таких несовершеннолетних;
- обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействия в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
- применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
- принимают решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей (законных представителей), а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет, и иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
В Приморском крае действует Закон № 296-КЗ от 08.11.2005 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Приморского края" (в редакции от 03.10.2013 № 265-КЗ), регулирующий порядок образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Приморского края. Частью 1 статьи 8 данного Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение государственных полномочий комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из краевого бюджета.
Таким образом, Думой Хорольского муниципального района Приморского края не учтены положения действующего законодательства Российской Федерации, не внесены изменения в структуру администрации Хорольского муниципального района в части создания отдела или иного обособленного структурного подразделения в составе исполнительного органа местного самоуправления в целях обеспечения деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Поскольку частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, решение Думы Хорольского муниципального района Приморского края от 31.07.2007 № 348 (с изменениями от 04.07.2008 № 429, от 18.09.2009 № 41, от 23.10.2009 № 50, от 03.06.2010 № 113, от 01.11.2011 № 252, от 19.12.2012 № 367, от 27.11.2013), подлежит приведению в соответствие действующему законодательству.
Учитывая изложенное, прокурором Хорольского района 09.12.2013 был принесен протест на решение Думы Хорольского муниципального района Приморского края от 22 марта 2013 года № 382, который 13.12.2013 отклонен.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена подача заявления в суд об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные решения и действия (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Так как в соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 № 995 "Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" комиссии являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечивающими координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики, направленной на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, а так как направления работы отдела по социальной работе, культуре, физической культуре и спорту администрации района (куда входит специалист комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) предназначены для решения иных целей и задач, то нарушаются права и свободы граждан, с которыми работает специалист комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органы системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, входящие в состав комиссии.
На основании ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 25.11.2013) "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с требованием о признании таких актов не действительными.
Просит суд признать бездействие представительного органа местного самоуправления - Думы Хорольского муниципального района Приморского края по приведению в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации решения Думы Хорольского муниципального района Приморского края от 31.07.2007 № 348 (с изменениями от 04.07.2008 № 429, от 18.09.2009 № 41, от 23.10.2009 № 50, от 03.06.2010 № 113, от 01.11.2011 № 252, от 19.12.2012 № 367, от 27.11.2013), в части состава отдела по социальной работе, культуре, физической культуре и спорту, куда входит специалист комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, незаконным.
Обязать Думу Хорольского муниципального района Приморского края привести в соответствие с действующим законодательством Решение Думы Хорольского муниципального района Приморского края от 31.07.2007 № 348 (с изменениями от 04.07.2008 № 429, от 18.09.2009 № 41, от 23.10.2009 № 50, от 03.06 2010 № 113, от 01.11.2011 № 252, от 19.12.2012 № 367, от 27.11.2013), в целях обеспечения деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Хорольского муниципального района Приморского - края, создать соответствующий отдел или другое структурное подразделение в составе исполнительного органа местного самоуправления.
Обязать Думу Хорольского муниципального района Приморского края опубликовать сообщение о решении Хорольского районного суда в СМИ - районной газете "Рассвет".
В судебном заседании прокурор поддержал заявление по указанным основаниям и уточнил их. Так, просил суд по 1 пункту своего требования - признать бездействие представительного органа местного самоуправления - Думы Хорольского муниципального района Приморского края по приведению в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации решения Думы Хорольского муниципального района Приморского края от 31.07.2007 № 348 (с изменениями от 04.07.2008 № 429, от 18.09.2009 № 41, от 23.10.2009 № 50, от 03.06.2010 № 113, от 01.11.2011 № 252, от 19.12.2012 № 367, от 27.11.2013), в целях обеспечения деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Хорольского муниципального района Приморского края по созданию соответствующего отдела или другого структурного подразделения в составе исполнительного органа местного самоуправления, незаконным. Второй пункт исключает.
Представитель Думы Хорольского муниципального района суду пояснил, что считает решение было вынесено законно и никаких норм действующего законодательства решением Думы не нарушено.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
31 июля 2007 года Думой Хорольского муниципального района Приморского края принято решение № 348 "Об утверждении структуры администрации Хорольского муниципального района" (далее - Решение). В данное решение внесены изменения решениями Думы Хорольского муниципального района Приморского края 04.07.2008 № 429, от 18.09.2009 № 41, от 23.10.2009 № 50, от 03.06.2010 № 113, от 01.11.2011 № 252, от 19.12.2012 № 367, от 27.11.2013. Решение № 348 опубликовано в районной газете "Рассвет", N№ 91 - 92 (9389 - 9390), 11.08.2007. Изменения, внесенные решением Думы Хорольского муниципального района № 429 от 04.07.2008 вступили в силу 04.07.2008; № 41 от 18.09.2009 - опубликованы в газете "Рассвет" 3116 (9719), 10.10.2009; № 50 от 23.10.2009 - опубликованы в газете "Рассвет" № 125 (9728) 31.10.2009; № 113 от 03.06.2010 - опубликованы в газете "Рассвет" № 65 (9819), 19.06.2010; № 252 от 01.11.2011 - опубликованы в газете "Рассвет" № 140 (10041) 08.12.2011; № 367 от 19.12.2012 - опубликованы в газете "Рассвет" № 145 (10197) 25.12.2012.
Так, указанным Решением утверждена структура администрации Хорольского муниципального района в виде схемы, прилагаемая структура в описательном виде.
В структуру администрации Хорольского муниципального района входит отдел по социальной работе, физической культуре и спорту, состоящий из 4 человек, в том числе: начальника отдела - 1, специалиста по работе в области культуры - 1, специалиста комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - 2, специалиста по физической культуре и спорту - 1. При этом к структуре имеется сноска: несмотря на то, что работники ЗАГС и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются муниципальными служащими, их финансовое обеспечение осуществляется из федерального бюджета, эти специалисты не входят в численность работников администрации муниципального района.
Указанная структура противоречит федеральному законодательству Российской Федерации в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта Российской Федерации.
6 ноября 2013 года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", вступившее в силу с 16 ноября 2013 года. В соответствии с данным Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав образуются для профилактики безнадзорности и правонарушений и являются коллегиальными органами, обеспечивающими координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики.
Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, на которые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации возложены полномочия по созданию комиссий, в целях обеспечения деятельности комиссий вправе создавать отделы или другие структурные подразделения в составе исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Настоящим Постановлением определены задачи комиссий, среди которых: социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, выявление и пресечение случаев вовлечения в преступления и в антиобщественные действия, обеспечение защиты прав и законных интересов данных лиц и др., а также установлены функции комиссий.
Так в соответствии с подпунктом "в" пункта 7 Постановления муниципальные комиссии:
- дают при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетними, достигшими возраста 15 лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования. Комиссии принимают совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет и оставивших общеобразовательные организации до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения несовершеннолетними образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с согласия их родителей (законных представителей) по трудоустройству таких несовершеннолетних;
- обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействия в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
- применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
- принимают решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей (законных представителей), а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет, и иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
В Приморском крае действует Закон № 296-КЗ от 08.11.2005 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Приморского края" (в редакции от 03.10.2013 № 265-КЗ), регулирующий порядок образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Приморского края. Частью 1 статьи 8 данного Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение государственных полномочий комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из краевого бюджета.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Так как в соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 № 995 "Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" комиссии являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечивающими координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики, направленной на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, а так как направления работы отдела по социальной работе, культуре, физической культуре и спорту администрации района (куда входит специалист комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) предназначены для решения иных целей и задач, то нарушаются права и свободы граждан, с которыми работает специалист комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органы системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, входящие в состав комиссии. По изложенному суд считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 254 ГПК РФ - подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ - решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ст. 258 ГПК РФ - решение суда и его реализация.
2. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Лица, участвующие в деле, согласно ст. ст. 55, 56, 57, 59, 60 ГПК РФ другие какие-либо доказательства в судебное заседание не предоставили и не ходатайствовали об их истребовании.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Хорольского района - удовлетворить.
Признать бездействие представительного органа местного самоуправления - Думы Хорольского муниципального района Приморского края по приведению в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации решения Думы Хорольского муниципального района Приморского края от 31.07.2007 № 348 (с изменениями от 04.07.2008 № 429, от 18.09.2009 № 41, от 23.10.2009 № 50, от 03.06.2010 № 113, от 01.11.2011 № 252, от 19.12.2012 № 367, от 27.11.2013), в целях обеспечения деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Хорольского муниципального района Приморского края по созданию соответствующего отдела или другого структурного подразделения в составе исполнительного органа местного самоуправления, незаконным.
Обязать Думу Хорольского муниципального района Приморского края опубликовать сообщение о решении Хорольского районного суда в СМИ - районной газете "Рассвет".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Хорольский районный суд.


------------------------------------------------------------------