По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Хорольского районного суда Приморского края от 05.02.2014 N 2-97/2014 <О признании недействующим пункта 2 Положения о представлении лицами, замещающими муниципальные должности Хорольского муниципального района на постоянной основе, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утв. решением Думы Хорольского муниципального района Приморского края от 22.03.2013 N 382>
ХОРОЛЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 февраля 2014 г. № 2-97/2014
(извлечение)
Хорольский районный суд Приморского края,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Хорольского района о признании противоречащим закону и недействующим пункта 2 Положения, утвержденного решением Думы Хорольского муниципального района Приморского края от 22 марта 2013 г. № 382,
установил:
В Хорольский районный суд Приморского края с заявлением обратился прокурор Хорольского района, из которого следует, что 22 марта 2013 года Думой Хорольского муниципального района Приморского края принято решение № 382 "О предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности Хорольского муниципального района на постоянной основе, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (далее - Решение).
Указанным Решением утверждено Положение о предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности Хорольского муниципального района на постоянной основе, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что депутат, глава Хорольского муниципального района ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представляют по утвержденным формам справок сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанный пункт противоречит федеральному законодательству Российской Федерации в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 22.10.2013) "О муниципальной службе в Российской Федерации" граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 Порядка, утвержденного постановлением Губернатора Приморского края от 26.07.2013 № 77-пг "Об утверждении порядка предоставления сведений лицом, замещающим государственную должность Приморского края, муниципальную должность в Приморском крае, на постоянной основе, должность государственной гражданской службы Приморского края и должность муниципальной службы в Приморском крае, о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и осуществления контроля за соответствием расходов указанного лица, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам", сведения о расходах, предусмотренные федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 03.12.2012 № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", представляются за отчетный период (1 января по 31 декабря), не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Иной срок предоставления данных сведений лицами, замещающими муниципальные должности, не может быть определен органами местного самоуправления самостоятельно при отсутствии законодательно делегированных полномочий.
Пунктом 4 Порядка, утвержденного постановлением Губернатора края о 26.07.2013 № 77-пг, предусмотрено, что справка о расходах подается, если сумма сделки превышает общий доход лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за три последние года, предшествующие совершению сделки, вместе со справками о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Аналогичное требование предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 310 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходах".
Из системного толкования вышеназванных требований федерального и регионального законодательства следует, что сведения о доходах и сведения по расходам лицами, замещающими муниципальные должности на постоянной основе в Приморском крае, предоставляются не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Таким образом, Думой Хорольского муниципального района Приморского края при вынесении указанного Решения не учтены положения действующего законодательства Российской Федерации.
Поскольку частью 4 статьи 7 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, Решение Думы Хорольского муниципального района Приморского края от 22.03.2013 № 382 "О предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности Хорольского муниципального района на постоянной основе, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", подлежит приведению в соответствие действующему законодательству.
Учитывая изложенное, и.о. прокурора Хорольского района был принесен протест на решение Думы Хорольского муниципального района Приморского края от 22 марта 2013 года № 382, который 13.12.2013 отклонен.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, в соответствии с правилом статьи 253 ГПК РФ, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Просит суд признать пункт 2 Положения, утвержденного решением Думы Хорольского муниципального района Приморского края от 22 марта 2013 года № 382 "О предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности Хорольского муниципального района на постоянной основе, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия.
Обязать Думу Хорольского муниципального района Приморского края привести пункт 2 Положения, утвержденного решением Думы Хорольского муниципального района Приморского края от 22 марта 2013 года № 382 "О предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности Хорольского муниципального района на постоянной основе, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" в соответствие с действующим законодательством, заменив слова "1 апреля" на слова "30 апреля".
Обязать Думу Хорольского муниципального района Приморского края опубликовать сообщение о решении Хорольского районного суда в СМИ - районной газете "Рассвет".
В судебном заседании прокурор поддержал заявление по указанным основаниям и уточнил их. Так, просил суд по 1 пункту своего требования - признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Второй пункт исключает.
Представитель Думы Хорольского муниципального района суду пояснил, что считает: решение было вынесено законно и никаких норм действующего законодательства решением Думы не нарушено.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
22 марта 2013 года Думой Хорольского муниципального района Приморского края принято решение № 382 "О предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности Хорольского муниципального района на постоянной основе, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (далее - Решение).
Указанным Решением утверждено Положение о предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности Хорольского муниципального района на постоянной основе, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что депутат, глава Хорольского муниципального района ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представляют по утвержденным формам справок сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Согласно п. 3 Порядка, утвержденного постановлением Губернатора Приморского края от 26.07.2013 № 77-пг "Об утверждении порядка предоставления сведений лицом, замещающим государственную должность Приморского края, муниципальную должность в Приморском крае, на постоянной основе, должность государственной гражданской службы Приморского края и должность муниципальной службы в Приморском крае, о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и осуществления контроля за соответствием расходов указанного лица, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам", сведения о расходах, предусмотренные федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 03.12.2012 № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", представляются за отчетный период (1 января по 31 декабря), не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Иной срок предоставления данных сведений лицами, замещающими муниципальные должности, не может быть определен органами местного самоуправления самостоятельно при отсутствии законодательно делегированных полномочий.
Следовательно, установив иной срок подачи деклараций о доходах и расходах, Дума изменила срок, который установлен федеральным законодательством и законодательством субъекта федерации, что недопустимо.
Так в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 22.10.2013) "О муниципальной службе в Российской Федерации" граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 Порядка, утвержденного постановлением Губернатора края от 26.07.2013 № 77-пг, предусмотрено, что справка о расходах подается, если сумма сделки превышает общий доход лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за три последние года, предшествующие совершению сделки, вместе со справками о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Аналогичное требование предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 310 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходах".
Поскольку частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, решение Думы Хорольского муниципального района Приморского края от 22.03.2013 № 382 "О предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности Хорольского муниципального района на постоянной основе, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", подлежит приведению в соответствие действующему законодательству. По изложенному суд считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 253 ГПК РФ - решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта.
2. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
3. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
4. Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Лица, участвующие в деле, согласно ст. ст. 55, 56, 57, 59, 60 ГПК РФ другие какие-либо доказательства в судебное заседание не предоставили и не ходатайствовали об их истребовании. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Хорольского района - удовлетворить.
Признать пункт 2 Положения, утвержденного решением Думы Хорольского муниципального района Приморского края от 22 марта 2013 года № 382 "О предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности Хорольского муниципального района на постоянной основе, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать Думу Хорольского муниципального района Приморского края опубликовать сообщение о решении Хорольского районного суда в СМИ - районной газете "Рассвет".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Хорольский районный суд.
------------------------------------------------------------------