Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 27.01.2014 N 2-626-2014 <О признании недействующим пункта 3.18 муниципального правового акта города Владивостока от 05.04.2011 N 297-МПА "Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Владивостоке">



ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 января 2014 г. № 2-626-2014

(извлечение)


Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора г. Владивостока об оспаривании п. 3.8 муниципального правового акта г. Владивостока № 297-МПА от 05.04.2011 "Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в г. Владивостоке",

установил:

Прокурор г. Владивостока обратился в суд с заявлением об оспаривании п. 3.8 муниципального правового акта г. Владивостока № 297-МПА от 05.04.2011 "Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в г. Владивостоке", указав, что п. 3.8 муниципального правового акта № 297-МПА от 05.04.2011, принятого Думой г. Владивостока, предусмотрено финансирование расходов по отлову безнадзорных собак и кошек осуществляется за счет средств бюджета ВГО. Поскольку установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных относится к мерам по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных указанные полномочия входят в компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления ВГО указанными полномочиями не наделялись, в связи с чем, п. 3.8 муниципального правового акта № 297-МПА от 05.04.2011, принятого Думой г. Владивостока, "Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в г. Владивостоке" противоречит закону. Просит суд признать п. 3.8 муниципального правового акта № 297-МПА от 05.04.2011 Думы г. Владивостока "Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в г. Владивостоке" в части отлова безнадзорных собак и кошек противоречащим закону.
В судебном заседании представитель истца настаивал на заявленных требованиях в полном объеме.
Представитель Думы г. Владивостока не согласился с заявленными требованиями, представив письменные возражения.
Представитель администрации г. Владивостока согласился с требованиями, пояснив, что данные полномочия относятся к субъекту РФ. Данные обязательства являются расходными для бюджета. Администрацией города заключались договора и расходы по их исполнению уже произведены из бюджета ВГО, соответственно п. 3.8 подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд полагает, что требования прокурора г. Владивостока подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 251 п. 1 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. При этом лицо, подавшее соответствующее заявление в суд, обязано предоставить в материалы дела достаточные доказательства в подтверждение факта нарушения его прав и законных интересов оспариваемым нормативным правовым актом.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты.
Решением № 653 от 31.03.2011 Думы г. Владивостока принят муниципальный правовой акт от 05.04.2011 № 297-МПА г. Владивостока "Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в г. Владивостоке".
Пунктом 3.18 муниципального правового акта города Владивостока от 05.04.2011 № 297-МПА "Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Владивостоке" установлено, что отлов безнадзорных собак и кошек производится специальными бригадами по отлову животных и возлагается на предприятия, заключившие соответствующие договоры. Бригадам по отлову животных запрещается передавать отловленных животных гражданам и организациям без ветеринарного освидетельствования.
Финансирование расходов по отлову безнадзорных собак и кошек осуществляется за счет средств бюджета Владивостокского городского округа.
Статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Пунктом 4.8 Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП. 13.3.1103-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором России 31 мая 1996 года № 11, Минсельхозпродом России 18 июня 1996 года № 23, установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.
На основании указанных норм, а также учитывая то обстоятельство, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии", ст. 3 и ст. 4 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно п. 1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. 28.12.2013) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. 28.12.2013) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к таким полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.
Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Сферы охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Поскольку установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных относится к мерам по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, указанные полномочия входят в компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления Владивостокского городского округа указанными полномочиями не наделены, в этой связи, п. 3.18 муниципального правового акта города Владивостока от 05.04.2011 № 297-МПА "Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Владивостоке", определяющий организацию отлова безнадзорных собак и кошек за счет средств бюджета Владивостокского городского округа противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ, оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим полностью или в части в случае, если противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Учитывая, что с момента издания оспариваемого муниципального правового акта администрацией города понесены расходные обязательства по исполнению № 297-МПА "Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Владивостоке" п. 3.8, соответственно данный пункт следует признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу положений ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда или сообщение о решений после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
По изложенному, руководствуясь ст. ст. 253, 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Прокурора г. Владивостока об оспаривании п. 3.8 муниципального правового акта № 297-МПА от 05.04.2011 Владивостока "Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в г. Владивостоке" - удовлетворить.
Признать пункт 3.18 муниципального правового акта города Владивостока от 05.04.2011 № 297-МПА "Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Владивостоке", противоречащим закону и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда 03.02.2014.


------------------------------------------------------------------