По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Приморского краевого суда от 22.01.2014 N 3-1/14 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Закона Приморского края от 29.12.2004 N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края">
ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 января 2014 г. № 3-1/14
(извлечение)
Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш.В.В. об оспаривании Закона Приморского края от 29 декабря 2004 года № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", в части,
установил:
Законодательным Собранием Приморского края 22 декабря 2004 года принят Закон Приморского края № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", который подписан Губернатором Приморского края 29 декабря 2004 года и опубликован в изданиях "В", 29 декабря 2004 года, № 83 и "У", 31 декабря 2004 года, № 201(3245).
Ш.В.В., работающая медицинской сестрой краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ч", обратилась в суд с указанным заявлением, сославшись на то, что на основании статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, она, как медицинский работник, проживающий в сельской местности, имела право на бесплатную квартиру с отоплением и освещением.
С 2005 по 2008 годы она получала ежемесячную денежную выплату на основании статьи 14 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 года № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" (далее - Закон Приморского края № 206-КЗ), как лицо, проживающее в жилом помещении с центральным отоплением. В последующем, для отопления жилого дома, в котором она проживает, администрацией Черниговского района Приморского края был установлен электрический водяной котел. В связи с этим, в выплате ежемесячной денежной выплаты по указанному Закону ей было отказано, поскольку этим Законом предусмотрены только выплаты лицам, проживающим в жилых домах с центральным или без центрального отопления.
Заявитель полагала, что статья 14 Закона Приморского края № 206-КЗ противоречит требованиям части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти - субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), поскольку, устанавливая денежные выплаты медицинским работникам, проживающим в домах без центрального отопления в размере 535 рублей и в жилых помещениях с центральным отоплением в размере 1 535 рублей, законодатель субъекта уменьшил объем льгот указанной категории граждан по сравнению с действовавшим до 1 января 2005 года.
Заявитель Ш.В.В. просила суд обязать Администрацию Приморского края привести редакцию статьи 14 Закона Приморского края № 206-КЗ в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, регулирующего предоставление льгот медицинским работникам в жилищно-коммунальной сфере.
В судебном заседании представители Ш.В.В. изменили заявленные требования, просили суд признать недействующим пункт 1 части 3 статьи 14 Закона Приморского края № 206-КЗ, устанавливающий меры социальной поддержки лицам, указанным в части 1 статьи 14 Закона, в частности, медицинским работникам, проживающим в жилых помещениях без центрального отопления, в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 535 рублей. При этом указали, что установлением ежемесячной денежной выплаты нарушается право Ш.В.В. на бесплатное жилое помещение с отоплением, как это было установлено законом до 2005 года, что не соответствует требованиям Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. Фактически понесенные расходы на оплату отопления ежемесячная денежная выплата не компенсирует.
Представитель Администрации Приморского края с заявлением не согласился, указав, что в силу части 5 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Законодательным Собранием Приморского края в соответствии с компетенцией издан Закон Приморского края от 29 декабря 2004 года № 206-КЗ, устанавливающий размер ежемесячной денежной выплаты. Объем финансирования на предоставление льгот указанной категории граждан не уменьшен, ежемесячная денежная выплата периодически увеличивается, в связи с чем права заявителя не нарушаются.
Представитель Законодательного Собрания Приморского края с заявлением Ш.В.В. не согласился, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в соответствии с компетенцией законодательного органа субъекта Российской Федерации и не нарушает прав заявителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления - Ш.В.В.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Принятые по таким предметам ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан внесены изменения, часть вторая данной статьи утратила силу. Одновременно статья дополнена частью 5, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вступившим в силу с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (пункт 2 статьи 72).
Законом Приморского края от 22 декабря 2004 года № 206-КЗ установлены меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа на территории Приморского края, занятым на должностях в учреждениях, финансируемых за счет средств краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований Приморского края (часть 1 статьи 14).
Частью 3 статьи 14 указанного Закона определены меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги названным лицам в виде ежемесячной денежной выплаты, в зависимости от вида жилого помещения (без центрального отопления либо с центральным отоплением) в жилом фонде независимо от формы собственности. Для лиц, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления, такая выплата производится в сумме 535 рублей.
Таким образом, оспариваемый заявителем в части Закон Приморского края № 206-КЗ принят в соответствии с полномочиями, предоставленными субъекту Российской Федерации действующим законодательством.
Согласно части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Судом установлено, что Ш.В.В. до 2005 года в соответствии с федеральным законодательством имела право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением. В настоящее время заявитель проживает в жилом доме, отапливаемом с помощью электрического котла, то есть в жилом помещении без центрального отопления, и, следовательно, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 535 рублей.
Суд считает необоснованным довод заявителя о противоречии оспариваемой нормы краевого закона вышеуказанным положениям федерального закона.
Как следует из сообщений департамента труда и социального развития Приморского края от 22 января 2014 года № 26/455, департамента финансов Приморского края от 15 января 2014 года № 28/05-10-7/72 и 17 января 2014 года № 28/05-10-14, в соответствии с консолидированным отчетом Приморского края о выполнении плана по сети, штатам и контингентам в бюджетных учреждениях за 2004 год расходы консолидированного бюджета по оплате квартир и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, в целом составили 189019,00 тыс. рублей (работникам краевых и муниципальных медицинских учреждений - 52723,00 тыс. рублей). На меры социальной поддержки названным специалистам расходы краевого бюджета в 2005 году составили 216099,69 тыс. рублей.
В период действия Закона Приморского края от 29 декабря 2004 года № 206-КЗ размер ежемесячной денежной выплаты указанной категории граждан увеличивался с 340 до 535 рублей.
Таким образом, действующее законодательство не препятствует субъектам Российской Федерации самостоятельно определять меры социальной поддержки медицинским работникам, учреждений здравоохранения, находящихся в ведении субъектов, и не устанавливает требований к объему таких мер. Совокупный объем финансирования названных выплат не уменьшился, поэтому оснований к выводу о том, что указанная категория лиц лишена права на льготы, существовавшие до 1 января 2005 года, либо ухудшены условия их предоставления, не имеется.
Фактически требования Ш.В.В. основаны на том, что предоставленные субъектом меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги не покрывают в полном объеме произведенных ею затрат на отопление жилого помещения, то есть оспаривается размер единовременной денежной выплаты на эти цели. Однако к компетенции суда не относится установление размера названной выплаты либо возложение на орган законодательной власти субъекта РФ обязанности изменить размер социальной выплаты. Недостаточность размера ежемесячной денежной выплаты для заявителя не свидетельствует о том, что условия предоставления мер социальной поддержки ухудшены по сравнению с законодательством, действовавшим до 2005 года.
Оспариваемая норма Закона края не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, поэтому в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Ш.В.В. в удовлетворении заявления об оспаривании Закона Приморского края от 29 декабря 2004 года № 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", в части - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
------------------------------------------------------------------