Определение Приморского краевого суда от 16.01.2014 N 33-123/2014 <Об оставлении без изменения решения Уссурийского районного суда Приморского края от 23.09.2013, которым был признан недействующим пункт 2 решения Думы Уссурийского городского округа от 07.09.2011 N 435-НПА "О внесении изменений в Решение Думы Уссурийского городского округа от 30.06.2010 N 262-НПА "О Положении о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственность Уссурийского городского округа" в части устанавливающей распространение действия документа>



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 января 2014 г. № 33-123/2014

(извлечение)

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению У.С.В. о признании решения Думы Уссурийского городского округа от № 262-НПА (в редакции 7 сентября 2013 года) "О Положении о порядке определения размера арендной платы, а также о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Уссурийского городского округа" недействующим с момента принятия в части по апелляционной жалобе Думы Уссурийского городского округа на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 23 сентября 2013 года, которым пункт 2 оспариваемого решения Думы Уссурийского городского округа от 7 сентября 2011 года № 435-НПА "О внесении изменений в Решение Думы Уссурийского городского округа от 30 июня 2010 года № 262-НПА "О Положении о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственность Уссурийского городского округа" в части устанавливающей распространение действия решения Думы Уссурийского городского округа от 7 сентября 2011 года № 435-НПА на отношения, возникшие с 1 января 2011 года, признан недействующим со дня его принятия. Резолютивная часть решения содержит указание на официальное опубликование в печати решения суда после его вступления в законную силу.
Заслушав доклад судьи У.С.Н., объяснения представителя Думы Уссурийского городского округа П.Д.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора С.С.П., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

У.С.В. обратился в суд с названным заявлением, указав, что 30 июня 2010 года Думой Уссурийского городского округа принято решение № 262-НПА "О Положении о порядке определения размера арендной платы, а также о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Уссурийского городского округа", которое не было опубликовано. Решением от 7 сентября 2011 года № 435-НПА в названный акт внесены изменения, определены новые значения ставок арендной платы за использование земельного участка существенно выше ранее установленных. Согласно пункту 2 решение вступает в законную силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2011 года. Решение Думы Уссурийского городского округа № 435-НПА от 7 сентября 2011 года опубликовано в газете Уссурийские новости 16 сентября 2011 года. Заявитель считает, что решение Думы Уссурийского городского округа от № 262-НПА (в редакции 7 сентября 2013 года) противоречит Конституции РФ, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставу Уссурийского городского округа и нарушает его имущественные права, поскольку до публикации оспариваемого решения он не мог знать об увеличении арендной платы. Просит признать недействующим решение Думы Уссурийского городского округа от № 262-НПА (в редакции 7 сентября 2013 года) "О Положении о порядке определения размера арендной платы, а также о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Уссурийского городского округа" с момента принятия в части распространения его действия на отношения, возникшие с 1 января 2011 года.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования.
Представитель Думы Уссурийского городского округа в судебном заседании не участвовал.
Изучив материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, в которой ставится вопрос об отмене решения в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Из материалов дела усматривается, что решением Думы Уссурийского городского округа от 7 сентября 2011 года № 435-НПА внесены изменения в ранее принятое решение Думы Уссурийского городского округа от 30 июня 2010 года № 262-НПА, которым утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, а также о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Уссурийского городского округа.
Согласно новой редакции в решении Думы изменены значения ставок арендной платы за использование земельного участка и установлено, что эти изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Удовлетворяя заявление У.С.В. и признавая незаконным придание обратной силы муниципальному правовому акту, суд пришел к обоснованному выводу о том, что вступление в законную силу муниципальных правовых актов должно осуществляться в порядке, установленном статьей 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и пунктом 2 Устава Уссурийского городского округа, поскольку оспариваемый муниципальный акт затрагивает права, свободы и обязанности граждан.
В силу статьи 72 Конституции РФ, подпункта 7 пункта 1 статьи 1, пунктов 1, 5 статьи 65, пунктов 2, 3 статьи 66 Земельного Кодекса РФ любое использование земли осуществляется за плату в форме земельного налога (до введения в действие налога на недвижимость) и арендной платы; для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка; для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; порядок проведения государственной кадастровой стоимости земель устанавливается Правительством Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Вводя земельный налог, признавая земельные участки объектом налогообложения и устанавливая порядок определения налоговой базы, федеральный законодатель одновременно подчеркивает, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством (статьи 15, 389, 390 Налогового кодекса Российской Федерации) и тем самым указывает, что данные правоотношения носят характер земельных правоотношений и не являются налоговыми, имеющими специальное регулирование, позволяющее придать обратную силу закону.
Обосновывая распространение оспариваемой нормы на правоотношения, возникшие с января 2011 года, Дума Уссурийского городского округа ссылается на нормы, регламентирующие действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, являющиеся специальными нормами.
Между тем, оспариваемый муниципальный акт, определяющий размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за использование земельных участков, регулирует земельные правоотношения, а не налоговые, в этом случае, при решении вопроса о вступлении в силу муниципального правового акта применяется часть 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Вопросы о размере арендной платы за использование земельного участка относятся к обязательствам и не находятся в зависимости от даты вступления в законную силу постановления Администрации Приморского края от 30 декабря 2010 года № 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края", поэтому судом первой инстанции обосновано указано на то, что оспариваемое решение вступает в законную силу со дня его официального опубликования и не распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Из материалов дела видно, что решением Думы Уссурийского городского округа № 435-НПА от 7 сентября 2011 года, опубликованном в установленном порядке, по существу утверждена новая редакция муниципального акта от 30 июня 2010 года № 262-НПА. Установив несоответствие муниципального правового акта в новой редакции, суд с соблюдением требований статьи 253 ГПК РФ признал нормативный правовой акт недействующим в части порядка вступления в законную силу, а именно в части распространения действия новой редакции на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Принимая во внимание изложенное судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы Думы Уссурийского городского округа.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Уссурийского районного суда Приморского края от 23 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы Уссурийского городского округа - без удовлетворения.


------------------------------------------------------------------