Закон Приморского края от 26.12.2014 N 531-КЗ "О социальном партнерстве в Приморском крае"



26 декабря 2014 года N 531-КЗ

------------------------------------------------------------------

ЗАКОН
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Принят
Законодательным Собранием
Приморского края
17 декабря 2014 года

Настоящий Закон определяет правовые основы функционирования, укрепления и развития системы социального партнерства в Приморском крае с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В тексте настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) социальное партнерство в Приморском крае (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями, осуществляющими деятельность на территории Приморского края (далее - работодатели) (представителями работодателей), органами исполнительной власти Приморского края, органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края (далее - органы местного самоуправления), направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей и их взаимодействие по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
2) стороны социального партнерства - работники, работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей, а также органы исполнительной власти Приморского края, органы местного самоуправления в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством;
3) система социального партнерства в Приморском крае (далее - система социального партнерства) - совокупность трехсторонних (двусторонних) органов, формируемых работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами исполнительной власти Приморского края, органами местного самоуправления для реализации целей социального партнерства и заключаемых ими коллективных договоров, соглашений на различных уровнях регулирования трудовых отношений в Приморском крае, а также порядок, формы взаимодействия сторон социального партнерства, последовательность разработки и сроки принятия коллективных договоров и соглашений;
4) представители работников - профессиональные союзы и их объединения (ассоциации), иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами соответствующих профессиональных союзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
5) представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные лица в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами, индивидуальные предприниматели, полномочные органы объединений (союзов, ассоциаций) работодателей, иные уполномоченные этими органами лица. Представителями работодателей краевых (государственных) организаций, муниципальных организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, являются соответствующие органы исполнительной власти Приморского края, органы местного самоуправления;
6) представители органов исполнительной власти Приморского края, органов местного самоуправления - руководители органов исполнительной власти Приморского края, органов местного самоуправления или другие уполномоченные ими лица;
7) Приморское краевое (региональное) трехстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Трехстороннее соглашение) - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Приморском крае, социальные нормативы и программы, нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы на территории Приморского края, взаимные обязательства, заключаемый Администрацией Приморского края, краевым объединением (ассоциацией) или объединениями (ассоциациями) профессиональных союзов, работодателями, краевыми объединениями (союзами, ассоциациями) работодателей в пределах их компетенции;
8) краевые (региональные) отраслевые (межотраслевые) соглашения - правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли (нескольких отраслей), заключаемые краевыми организациями общероссийских профессиональных союзов, работодателями краевых (государственных) организаций и созданными по профессиональному признаку объединениями (союзами, ассоциациями) работодателей, осуществляющих деятельность на территории Приморского края, и соответствующими представителями (органами) Администрации Приморского края;
9) территориальные соглашения - правовые акты, устанавливающие условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями, заключаемые на территории соответствующего муниципального образования;
10) минимальные социально-трудовые нормативы в Приморском крае - единые на всей территории Приморского края минимальные показатели объема и качества удовлетворения основных потребностей граждан, возникающих и реализующихся в социально-трудовой сфере (уровень заработной платы, безработицы и др.).

Статья 2. Правовые основы социального партнерства

Правовую основу социального партнерства составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и другие законы Приморского края, иные нормативные правовые акты Приморского края и муниципальные правовые акты по вопросам регулирования социально-трудовых отношений.
В правовую основу социального партнерства входят также Генеральное соглашение, Трехстороннее соглашение, краевые отраслевые (межотраслевые) соглашения, территориальные соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края.

Статья 3. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:
1) равноправие сторон социального партнерства;
2) уважение и учет интересов сторон социального партнерства;
3) заинтересованность сторон социального партнерства в участии в договорных отношениях;
4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
5) соблюдение сторонами социального партнерства и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
6) полномочность представителей сторон социального партнерства;
7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
8) добровольность принятия сторонами социального партнерства на себя обязательств;
9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами социального партнерства;
10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
11) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
12) ответственность сторон социального партнерства, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 4. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на работодателей, краевые объединения (союзы, ассоциации) работодателей, профсоюзные организации Приморского края и краевые объединения (ассоциации) профессиональных союзов, работников, органы исполнительной власти Приморского края и органы местного самоуправления.

Глава 2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 5. Задачи системы социального партнерства

Система социального партнерства создается для выполнения следующих основных задач:
1) осуществление согласованной социально-ориентированной политики в Приморском крае;
2) обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
3) обеспечение социальной стабильности в Приморском крае на основе объективного учета и согласования интересов всех слоев населения;
4) повышение качества жизни населения Приморского края на основе роста экономической эффективности, промышленного производства и производительности труда;
5) проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон социального партнерства;
6) совершенствование в установленном порядке действующего законодательства;
7) разработка и заключение коллективных договоров, соглашений в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом;
8) предотвращение коллективных трудовых споров и содействие их разрешению.

Статья 6. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:
1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
3) участия работников, их представителей в управлении организацией;
4) участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Статья 7. Уровни социального партнерства

Социальное партнерство включает следующие уровни:
1) региональный (краевой) уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Приморском крае;
2) отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
3) территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальных образованиях Приморского края (городской округ, муниципальный район);
4) локальный уровень, устанавливающий обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 8. Элементы социального партнерства

Система социального партнерства в Приморском крае включает следующие элементы:
1) Приморская краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений;
2) постоянно действующие и временные рабочие группы Приморской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
3) отраслевые (межотраслевые), территориальные (городские, районные), территориально-отраслевые трехсторонние (двусторонние) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
4) комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов и заключения коллективных договоров в организациях всех форм собственности, контролю за выполнением коллективных договоров;
5) иные трехсторонние (двусторонние) органы, формируемые сторонами социального партнерства в целях регулирования социально-трудовых и непосредственно связанных с ними экономических отношений на различных уровнях;
6) коллективные договоры и соглашения;
7) иные правовые акты, регламентирующие взаимодействие сторон социального партнерства и заключение коллективных договоров и соглашений, принимаемых на различных уровнях системы социального партнерства.

Глава 3. ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 9. Приморская краевая трехсторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Приморская краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) состоит из представителей краевых объединений (ассоциаций) профессиональных союзов, краевых объединений (союзов, ассоциаций) работодателей, Администрации Приморского края, которые образуют соответствующие стороны Комиссии (далее - стороны).

Статья 10. Принципы и порядок формирования Комиссии

1. Комиссия формируется на основе принципов:
1) добровольности участия сторон в деятельности Комиссии на равноправной основе;
2) полномочности сторон;
3) самостоятельности и независимости каждого краевого объединения (ассоциации) профессиональных союзов, каждого краевого объединения (союза, ассоциации) работодателей, Администрации Приморского края при определении персонального состава своих представителей в Комиссии.
2. Представительство сторон Комиссии определяется каждой стороной самостоятельно в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края, регулирующими их деятельность, настоящим Законом и уставами соответствующих объединений.
Каждое краевое объединение (ассоциация) профессиональных союзов, краевое объединение (союз, ассоциация) работодателей, зарегистрированное в установленном порядке, вправе направить одного своего представителя в состав соответствующей стороны Комиссии.
По согласованию с другими членами своей стороны краевые объединения (союзы, ассоциации) работодателей могут увеличить число своих представителей в Комиссии.
Краевые объединения (ассоциации) профессиональных союзов вправе в пределах установленной численности представителей данной стороны увеличивать число своих представителей в Комиссии пропорционально количеству объединяемых ими членов профессионального союза.
3. Утверждение и замена представителей краевых объединений (ассоциаций) профессиональных союзов и краевых объединений (союзов, ассоциаций) работодателей в Комиссии производятся в соответствии с решениями органов указанных объединений, утверждение и замена представителей Администрации Приморского края - в соответствии с постановлением (распоряжением) Администрации Приморского края.
4. Представители сторон являются членами Комиссии. Количество членов Комиссии от каждой из сторон не может превышать 15 человек.
5. Спорные вопросы, касающиеся представительства краевых объединений (ассоциаций) профессиональных союзов и краевых объединений (союзов, ассоциаций) работодателей в Комиссии, разрешаются на совещаниях представителей указанных объединений или в суде.

Статья 11. Основные цели и задачи Комиссии

1. Основными целями Комиссии являются регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон.
2. Основными задачами Комиссии являются:
1) ведение коллективных переговоров и подготовка проекта Трехстороннего соглашения);
2) содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на уровне Приморского края;
3) проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов законов и иных нормативных правовых актов Приморского края в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, государственных программ Приморского края, предусматривающих мероприятия в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения и социальной защиты жителей Приморского края;
4) согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;
5) рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения Трехстороннего соглашения;
6) распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии.

Статья 12. Основные права Комиссии

1. Комиссия вправе:
1) проводить с органами государственной власти Приморского края, органами местного самоуправления в согласованном с ними порядке консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики;
2) разрабатывать и вносить в органы государственной власти Приморского края в согласованном с ними порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов Приморского края в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
3) согласовывать интересы краевых объединений (ассоциаций) профессиональных союзов, краевых объединений (союзов, ассоциаций) работодателей, Администрации Приморского края при разработке проекта Трехстороннего соглашения, реализации указанного соглашения, выполнении решений Комиссии;
4) осуществлять взаимодействие с отраслевыми (межотраслевыми), территориальными и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки проекта Трехстороннего соглашения и иных соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения, реализации указанных соглашений;
5) запрашивать у органов исполнительной власти Приморского края, работодателей и профессиональных союзов информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций Комиссии по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, организации деятельности отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
6) осуществлять контроль за выполнением своих решений;
7) запрашивать у территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Приморского края, органов местного самоуправления в установленном порядке информацию о социально-экономическом положении в Приморском крае, необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта Трехстороннего соглашения, организации контроля за выполнением указанного соглашения, нормативные правовые акты Приморского края, а также проекты законов и иных нормативных правовых актов Приморского края в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
8) принимать по согласованию с Администрацией Приморского края участие в подготовке разрабатываемых проектов законов и иных нормативных правовых актов Приморского края в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, а по согласованию с комитетами и комиссиями Законодательного Собрания Приморского края - в предварительном рассмотрении этих законопроектов и подготовке их к рассмотрению Законодательным Собранием Приморского края;
9) принимать по согласованию с органами государственной власти Приморского края, краевыми объединениями (ассоциациями) профессиональных союзов, краевыми объединениями (союзами, ассоциациями) работодателей участие в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений;
10) приглашать для участия в своей деятельности представителей органов государственной власти Приморского края, краевых объединений (ассоциаций) профессиональных союзов, краевых объединений (союзов, ассоциаций) работодателей, не являющихся членами Комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций;
11) создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов;
12) принимать участие в проведении общероссийских, межрегиональных, краевых, территориальных совещаний, конференций, конгрессов, семинаров по вопросам социально-трудовых отношений и социального партнерства в согласованном с организаторами указанных мероприятий порядке;
13) направлять соответствующие предложения в органы исполнительной власти Приморского края при подготовке прогноза социально-экономического развития Приморского края на соответствующий период;
14) принимать участие в процедуре формирования мотивированного предложения Губернатора Приморского края о приостановлении выдачи патентов на территории Приморского края путем направления в органы исполнительной власти Приморского края мнения Комиссии, оформленного в виде решения.
2. Комиссия разрабатывает и утверждает регламент Приморской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - регламент Комиссии), определяет порядок подготовки проекта и заключения Трехстороннего соглашения.
3. В соответствии с Едиными рекомендациями по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, утвержденными решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на очередной год, комиссия ежегодно разрабатывает Рекомендации по системам оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из краевого бюджета.

Статья 13. Участие Комиссии в формировании законодательства Приморского края в сфере социально-трудовых отношений

1. Законодательное Собрание Приморского края направляет проекты законов Приморского края, иных нормативных правовых актов, принимаемых Законодательным Собранием Приморского края, по вопросам социально-трудовых отношений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, в Комиссию для рассмотрения и принятия решения в течение семи календарных дней со дня их внесения субъектом права законодательной инициативы в Законодательное Собрание Приморского края.
2. Комиссия в течение 15 календарных дней со дня получения указанных проектов нормативных правовых актов представляет решение в Законодательное Собрание Приморского края, отражающее ее мнение по поводу представленных проектов нормативных правовых актов, или стороны Комиссии представляют свои мнения.
3. Решение Комиссии и мнения сторон Комиссии в обязательном порядке подлежат рассмотрению Законодательным Собранием Приморского края. Решение Комиссии и мнения сторон Комиссии носят рекомендательный характер. Непредставление либо несвоевременное представление Комиссией решения или мнения ее сторон не является препятствием для рассмотрения проектов нормативных правовых актов в Законодательном Собрании Приморского края.
4. Проекты нормативных правовых актов органов исполнительной власти Приморского края по вопросам социально-трудовых отношений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются в Комиссию для принятия решения или выражения мнения сторон Комиссии в порядке, определяемом Администрацией Приморского края.

Статья 14. Организация деятельности и порядок принятия решения Комиссии

1. Заседание Комиссии считается правомочным при наличии не менее половины состава Комиссии.
2. Решение Комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три стороны.
3. Порядок принятия решения каждой стороной определяется регламентом Комиссии.
4. Члены Комиссии, не согласные с принятым решением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания Комиссии.
5. Деятельность Комиссии обеспечивается координатором Комиссии, координаторами сторон.
6. Для организации работы Комиссия образует секретариат Комиссии.

Статья 15. Координатор Комиссии

1. Координатор Комиссии назначается Губернатором Приморского края. Координатор Комиссии не является членом Комиссии.
2. Координатор Комиссии:
1) организует деятельность Комиссии, председательствует на ее заседаниях;
2) утверждает состав рабочих групп;
3) оказывает содействие в согласовании позиций сторон;
4) подписывает регламент Комиссии, планы работы, протоколы и решения Комиссии;
5) руководит секретариатом Комиссии;
6) запрашивает у органов исполнительной власти Приморского края информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций Комиссии по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, организации деятельности отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
7) приглашает для участия в работе Комиссии представителей органов государственной власти Приморского края, краевых объединений (ассоциаций) профессиональных союзов, краевых объединений (союзов, ассоциаций) работодателей, не являющихся членами Комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций;
8) направляет по согласованию с органами государственной власти Приморского края, краевыми объединениями (ассоциациями) профессиональных союзов, краевыми объединениями (союзами, ассоциациями) работодателей членов Комиссии для участия в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений;
9) проводит в пределах своей компетенции в период между заседаниями Комиссии консультации с координаторами сторон по вопросам, требующим принятия оперативных решений;
10) информирует Губернатора Приморского края, органы государственной власти Приморского края о деятельности Комиссии;
11) информирует Комиссию о мерах, принимаемых Администрацией Приморского края в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
12) подписывает предложения работодателям о присоединении к Трехстороннему соглашению.
3. Координатор Комиссии не вмешивается в деятельность сторон и не принимает участия в голосовании.

Статья 16. Координаторы сторон

1. Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны.
2. Координаторы сторон, представляющие краевые объединения (ассоциации) профессиональных союзов и краевые объединения (союзов, ассоциаций) работодателей, избираются указанными сторонами.
3. Координатор стороны, представляющей Администрацию Приморского края, назначается Губернатором Приморского края.
4. Координатор каждой из сторон по ее поручению вносит координатору Комиссии предложения по проектам планов работы Комиссии, повесткам ее заседаний, персональному составу представителей стороны в рабочих группах, информирует Комиссию об изменениях персонального состава стороны, организует совещания представителей стороны в целях уточнения их позиций по вопросам, внесенным на рассмотрение Комиссии.
5. Координатор каждой из сторон по ее поручению вправе вносить координатору Комиссии предложение о проведении внеочередного заседания Комиссии. В этом случае координатор Комиссии обязан созвать заседание Комиссии в течение двух недель со дня поступления указанного предложения.
6. Координатор каждой из сторон приглашает для участия в работе Комиссии соответственно представителей органов государственной власти Приморского края, краевых объединений (ассоциаций) профессиональных союзов, краевых объединений (союзов, ассоциаций) работодателей, не являющихся членами Комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций.

Статья 17. Секретариат Комиссии

1. Для организационного обеспечения деятельности Комиссии образуется секретариат.
2. Работу секретариата организует координатор Комиссии.
3. Порядок работы секретариата определяется регламентом Комиссии.

Статья 18. Член Комиссии

Права и обязанности члена Комиссии определяются регламентом Комиссии.
Член Комиссии вправе знакомиться с соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Приморского края, информационными и справочными материалами.

Статья 19. Обеспечение деятельности Комиссии

Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности Комиссии осуществляется органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным Администрацией Приморского края, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в законе Приморского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Статья 20. Территориальные (городские, районные) трехсторонние Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

1. Территориальные (городские, районные) трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений формируются органами местного самоуправления, районными, городскими объединениями (ассоциациями) профессиональных союзов, работодателями соответствующей территории (территориальными объединениями (союзами, ассоциациями) работодателей) на принципах паритетности и равноправия сторон.
2. Территориальные (городские, районные) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края, а также положениями о территориальных (муниципальных) комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, утвержденными совместным решением всех трех ее сторон.
3. Основными полномочиями территориальных (городских, районных) комиссий по регулированию социально-трудовых отношений являются:
1) ведение коллективных переговоров на территории соответствующих муниципальных образований Приморского края, подготовка проектов и заключение территориальных (городских, районных) трехсторонних соглашений;
2) осуществление контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений на территории соответствующих городских округов и муниципальных районов Приморского края;
3) подготовка предложений органам местного самоуправления по разработке нормативных правовых актов в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
4) участие в разрешении конфликтных ситуаций и коллективных трудовых споров;
5) взаимодействие с Комиссией.

Статья 21. Отраслевые (межотраслевые) Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

1. Отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений формируются на региональном (краевом) и территориальном (городской округ, муниципальный район) уровнях социального партнерства из представителей отраслевых профессиональных союзов (отраслевых объединений (ассоциаций) профессиональных союзов), отраслевых объединений работодателей (отдельных работодателей отрасли) и соответствующих отраслевых органов исполнительной власти Приморского края, органов местного самоуправления.
2. Отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Приморском крае осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края, положениями об отраслевых (межотраслевых) комиссиях, утвержденными совместным решением всех трех ее сторон.
3. Основными полномочиями отраслевых (межотраслевых) комиссий являются:
1) ведение коллективных переговоров, подготовка проектов и заключение отраслевых (межотраслевых) соглашений;
2) оказание методической и практической помощи сторонам социального партнерства при заключении отраслевых (межотраслевых), территориально-отраслевых и иных соглашений и коллективных договоров;
3) осуществление контроля за выполнением условий отраслевых (межотраслевых) соглашений;
4) формирование предложений по привлечению к ответственности лиц, не выполняющих обязательства отраслевых (межотраслевых), территориально-отраслевых соглашений;
5) подготовка предложений органам исполнительной власти Приморского края, органам местного самоуправления по разработке нормативных правовых актов, направленных на развитие отрасли, предоставление гарантий и льгот работникам отрасли, содействие разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в отрасли;
6) взаимодействие с Комиссией и территориальными (городскими, районными) трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 22. Другие органы системы социального партнерства

Стороны соглашений и коллективных договоров на основе взаимной договоренности и совместно определенных правил могут формировать другие трехсторонние (двусторонние) органы, способствующие развитию социального партнерства в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений по отдельным направлениям.

Глава 4. СОГЛАШЕНИЯ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья 23. Трехстороннее соглашение и региональное соглашение о минимальной заработной плате в Приморском крае

1. Трехстороннее соглашение:
1) разрабатывается на основе переговоров между Администрацией Приморского края, краевым объединением (ассоциацией) или объединениями (ассоциациями) профессиональных союзов, работодателями, краевыми объединениями (союзами, ассоциациями) работодателей и заключается указанными сторонами в пределах их компетенции до внесения в Законодательное Собрание Приморского края проекта закона Приморского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
2) распространяется на работников, работодателей, органы исполнительной власти Приморского края, которые уполномочили своих представителей заключить соглашение от их имени, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.
2. Содержание Трехстороннего соглашения определяется его сторонами и может предусматривать положения:
1) об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха;
2) о механизме повышения уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, выполнения показателей, определенных соглашением;
3) о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых не может быть ниже предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Приморского края;
4) о содействии занятости, повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников;
5) об обеспечении экологической безопасности и охраны здоровья работников на производстве;
6) о мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей;
7) о соблюдении интересов работников при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
8) о развитии системы социального партнерства в Приморском крае, порядке внесения изменений и дополнений в Трехстороннее соглашение, порядке присоединения к нему, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, об укреплении трудовой дисциплины;
9) по другим социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, не противоречащим действующему законодательству.
3. Для подготовки проекта Трехстороннего соглашения решением Комиссии на паритетных условиях формируется временная рабочая группа из представителей, делегированных сторонами комиссии.
4. Условия, содержащиеся в Трехстороннем соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с федеральным законодательством, Генеральным соглашением, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) и профессиональными соглашениями на соответствующий период.
5. Условия, содержащиеся в Трехстороннем соглашении, учитываются при принятии соответствующих законов, иных нормативных правовых актов на всех уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Приморском крае, при рассмотрении и принятии краевого бюджета.
6. Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и исполнении Трехстороннего соглашения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
7. Согласованный и одобренный временной рабочей группой проект Трехстороннего соглашения секретариат Комиссии доводит до сведения членов Комиссии и выносит его на рассмотрение и подписание на очередном заседании Комиссии.
8. Момент подписания Трехстороннего соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.
9. Трехстороннее соглашение в течение 10 дней публикуется в официальном периодическом печатном издании органов государственной власти Приморского края и размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края.
10. Руководитель органа исполнительной власти Приморского края, осуществляющего в пределах своих полномочий государственное управление в сфере социально-трудовых отношений, содействия занятости и социальной защиты населения Приморского края имеет право предложить работодателям и работникам организаций, по тем или иным причинам не участвовавшим в заключении Трехстороннего соглашения, присоединиться к Трехстороннему соглашению.
12. Срок действия Трехстороннего соглашения определяется его сторонами, но не может превышать трех лет.
13. Стороны Трехстороннего соглашения имеют право один раз продлить действие указанного соглашения на срок не более трех лет.
14. Ход выполнения Трехстороннего соглашения рассматривается Комиссией не реже одного раза в полугодие.
15. Изменения и дополнения в Трехстороннее соглашение вносятся по взаимному согласию его сторон в порядке, определенном в указанном соглашении.
16. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Приморском крае:
1) разрабатывается на основе переговоров между Администрацией Приморского края, краевым объединением (ассоциацией) или объединениями (ассоциациями) профессиональных союзов, работодателями, краевыми объединениями (союзами, ассоциациями) работодателей и заключается указанными сторонами в пределах их компетенции до внесения в Законодательное Собрание Приморского края проекта закона Приморского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
2) устанавливает размер минимальной заработной платы для всех работников организаций, расположенных на территории Приморского края, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
17. Момент подписания регионального соглашения о минимальной заработной плате в Приморском крае является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.
18. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Приморском крае в течение 10 дней публикуется в официальном периодическом печатном издании органов государственной власти Приморского края и размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края.
19. После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате в Приморском крае руководитель органа исполнительной власти Приморского края, осуществляющего в пределах своих полномочий государственное управление в сфере социально-трудовых отношений, содействия занятости и социальной защиты населения Приморского края, предлагает работодателям, не участвовавшим в заключении указанного соглашения, присоединиться к нему.
20. Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате в Приморском крае не представили в орган исполнительной власти Приморского края, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере социально-трудовых отношений, содействия занятости и социальной защиты населения Приморского края мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими.
21. Срок действия регионального соглашения о минимальной заработной плате в Приморском крае определяется его сторонами, но не может превышать трех лет.
22. Стороны регионального соглашения о минимальной заработной плате в Приморском крае имеют право один раз продлить действие указанного соглашения на срок не более трех лет.

Статья 24. Краевые (региональные) отраслевые (межотраслевые) соглашения

1. Краевые (региональные) отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются объединениями (ассоциациями) профессиональных союзов отрасли (отраслей), объединениями (союзами, ассоциациями) работодателей (отдельными работодателями) отрасли (отраслей), органами исполнительной власти Приморского края, осуществляющими координацию деятельности соответствующей отрасли (отраслей).
2. Содержание краевых (региональных) отраслевых (межотраслевых) соглашений определяется их сторонами на основе предварительных взаимных консультаций.
3. Краевые (региональные) отраслевые (межотраслевые) соглашения могут предусматривать следующие положения:
1) форму, систему и размер оплаты труда, различные виды доплат, пособий, денежных вознаграждений;
2) порядок индексации тарифных ставок и окладов, компенсаций работникам организаций с учетом уровня инфляции в соответствии с действующим законодательством;
3) основные условия материального стимулирования работников организаций, направленные на усиление их заинтересованности в эффективности производства;
4) дополнительные требования к условиям и охране труда, другие вопросы социальной направленности.
4. Тарифные ставки, предусмотренные в краевых (региональных) отраслевых (межотраслевых) соглашениях, являются базовыми для организаций, расположенных на территории Приморского края, и используются ими при заключении коллективных договоров.
5. Краевые (региональные) отраслевые (межотраслевые) соглашения не должны снижать достигнутый уровень льгот и гарантий, предусмотренных соответствующими соглашениями федерального и регионального уровня.
6. Порядок, сроки разработки и заключения краевых (региональных) отраслевых (межотраслевых) соглашений определяются комиссиями, образуемыми сторонами в соответствии с действующим законодательством.
7. Краевые (региональные) отраслевые (межотраслевые) соглашения должны учитываться при принятии соответствующих нормативных правовых актов, заключении коллективных договоров.
8. Представитель органа исполнительной власти Приморского края, координирующий деятельность соответствующей отрасли и подписавший краевое (региональное) отраслевое (межотраслевое) соглашение, имеет право предложить работодателям и работникам организаций, по тем или иным причинам не участвовавшим в его заключении, присоединиться к данному соглашению, если в организациях не менее 50 процентов работников принадлежит к отрасли (профессии), в рамках которых заключено соглашение.
9. Срок действия краевого (регионального) отраслевого (межотраслевого) соглашения определяется в соглашении его сторонами, но не может превышать трех лет.
10. Стороны краевого (регионального) отраслевого (межотраслевого) соглашения имеют право один раз продлить действие указанного соглашения на срок не более трех лет.

Статья 25. Территориальные (городские, районные) соглашения

1. Территориальные (городские, районные) соглашения:
1) заключаются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Приморского края, соответствующими территориальными профессиональными союзами или их объединениями (ассоциациями), работодателями соответствующей территории или их территориальными (территориально-отраслевыми) объединениями (союзами, ассоциациями);
2) разрабатываются на основе переговоров между сторонами указанных соглашений;
3) распространяются на работников, работодателей, орган местного самоуправления соответствующей территории (городского округа, муниципального района) Приморского края, которые уполномочили своих представителей разработать и заключить от их имени соглашение, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.
2. Территориальные (городские, районные) соглашения устанавливают общие условия труда, дополнительные трудовые и социальные гарантии и льготы, обусловленные особенностями соответствующего городского округа или муниципального района Приморского края, а также взаимные обязательства участников данного соглашения в пределах их компетенции.
3. В территориальных (городских, районных) соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащие действующему законодательству.
4. Территориальные (городские, районные) соглашения не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством, Генеральным соглашением, Трехсторонним соглашением, краевыми (региональными) отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.
5. Условия, содержащиеся в территориальных (городских, районных) соглашениях, учитываются при принятии локальных нормативных актов в организациях соответствующего муниципального образования.
6. Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и выполнении территориального (городского, районного) соглашения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
7. Момент подписания территориального (городского, районного) соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.
8. Подписавший территориальное (городское, районное) соглашение представитель органа местного самоуправления имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
9. Срок действия территориального (городского, районного) соглашения определяется в соглашении его сторонами, но не может превышать трех лет.
10. Стороны территориального (городского, районного) соглашения имеют право один раз продлить действие указанного соглашения на срок не более трех лет.

Статья 26. Отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения

1. Отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения устанавливают нормы оплаты и иные условия труда, дополнительные социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли экономики муниципального района, городского округа Приморского края, взаимные обязательства участников соглашения в пределах их компетенции, гарантии прав профсоюзных органов и их работников.
2. В отраслевых (межотраслевых) территориальных соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащие действующему законодательству.
3. Участниками отраслевых (межотраслевых) территориальных соглашениях могут выступать профсоюзные комитеты как представители работников организаций одной отрасли экономики муниципального района или городского округа Приморского края, территориально-отраслевые объединения работодателей или работодатели той же отрасли муниципального района, городского округа Приморского края и орган местного самоуправления муниципального района, городского округа Приморского края.

Статья 27. Коллективные договоры

1. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей.
2. Порядок проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, порядок контроля за выполнением обязательств, предусмотренных коллективным договором, определяется его сторонами в соответствии с федеральным законодательством.
3. В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
4. Не допускается внесение в коллективный договор положений, ограничивающих права или снижающих уровень социально-трудовых гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, соглашениями о регулировании социально-трудовых отношений.

Статья 28. Распространение действия соглашений

1. В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют условия соглашения, наиболее благоприятные для работников.
2. Профсоюзные организации Приморского края, краевые объединения (ассоциации) профессиональных союзов, работодатели, краевые объединения (союзы, ассоциации) работодателей, не участвовавшие в переговорах по заключению Трехстороннего соглашения (регионального отраслевого (межотраслевого) соглашения), могут присоединиться к нему, направив в секретариат Комиссии письменное уведомление о своем намерении и принятии на себя обязательств соответствующей стороны.

Статья 29. Регистрация коллективных договоров, соглашений

1. Коллективные договоры организаций, осуществляющих деятельность на территории Приморского края, региональные отраслевые (межотраслевые) соглашения, территориальные (городские, районные) соглашения, отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения и иные соглашения, а также изменения и дополнения к ним в течение семи дней со дня подписания направляются на уведомительную регистрацию в орган исполнительной власти Приморского края, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере социально-трудовых отношений, содействия занятости и социальной защиты населения Приморского края, в соответствии с федеральным законодательством.
2. Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.


Глава 4. МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ НОРМАТИВЫ
В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Статья 30. Установление минимальных социально-трудовых нормативов

1. Помимо вопросов, предусмотренных трудовым законодательством, предметом соглашений и коллективных договоров могут быть также минимальные социально-трудовые нормативы, в частности:
1) рабочее время и время отдыха, включая предоставление и продолжительность отпусков;
2) минимальный размер оплаты труда;
3) размер пособий и компенсаций;
4) иные вопросы, касающиеся повышения жизненного уровня населения Приморского края, а также развития социального партнерства на территории Приморского края.
2. Перечень минимальных социально-трудовых нормативов, устанавливаемых в соглашениях и коллективных договорах, определяется сторонами соответствующих соглашений и коллективных договоров по итогам переговоров.
3. Стороны социального партнерства предпринимают меры по конкретизации взаимных обязательств соглашений и коллективных договоров, расширению числа устанавливаемых социально-трудовых нормативов и повышению их уровня.

Статья 31. Соотношение минимальных социально-трудовых нормативов в Приморском крае с государственными социальными и трудовыми гарантиями, обязательствами региональных, отраслевых (межотраслевых) соглашений, коллективных договоров

1. Минимальные социально-трудовые нормативы в Приморском крае могут устанавливаться в областях социально-трудовых отношений, регулирование которых не отнесено к исключительному ведению федеральных органов государственной власти.
2. Минимальные социально-трудовые нормативы в Приморском крае не могут быть ниже соответствующих государственных гарантий, а также показателей, устанавливаемых Генеральным соглашением, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключенными на федеральном уровне.
3. Минимальные социально-трудовые нормативы, устанавливаемые краевыми (региональными) отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, территориальными и отраслевыми (межотраслевыми) территориальными соглашениями, коллективными договорами, не могут быть ниже установленных Трехсторонним соглашением.

Глава 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 32. Ведение коллективных переговоров

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению соглашений, коллективных договоров, в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 33. Получение информации

1. Стороны соглашений, коллективных договоров вправе получать полную и достоверную информацию по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, необходимую для ведения переговоров и консультаций, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения, в соответствии с федеральным законодательством.
2. Стороны соглашений, коллективных договоров обязаны своевременно предоставлять друг другу информацию, позволяющую предотвратить конфликтные ситуации в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Статья 34. Посещение организаций

Представители сторон соглашений, коллективных договоров вправе беспрепятственно посещать в установленном порядке организации, на которые распространяется сфера их действия.

Статья 35. Участие в правотворчестве

Профсоюзные организации Приморского края, краевые объединения (ассоциации) профессиональных союзов, работодатели, краевые объединения (союзы, ассоциации) работодателей вправе обращаться в органы законодательной и исполнительной власти Приморского края с предложениями по разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых и связанным с ними экономических отношений в установленном порядке.

Статья 36. Взаимные консультации

1. Стороны соглашений, коллективных договоров вправе проводить взаимные консультации по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, в том числе необходимые для ведения переговоров, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения. Инициатором проведения таких консультаций может выступать каждая из сторон.
2. Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале консультаций, обязаны приступить к ним в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения.

Статья 37. Участие в рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов

Стороны соглашений, коллективных договоров вправе взаимно участвовать в рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов.

Статья 38. Распространение информации

Профсоюзные организации Приморского края, краевые объединения (ассоциации) профессиональных союзов, работодатели, краевые объединения (союзы, ассоциации) работодателей имеют право в установленном порядке на распространение информации по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам через средства массовой информации органов государственной власти Приморского края и органов местного самоуправления.

Статья 39. Выполнение решений по вопросам, включенным в соглашения, коллективные договоры, рассмотрение обращений сторон

Стороны соглашений, коллективных договоров обязаны выполнять решения по вопросам, включенным в соглашения, коллективные договоры, рассматривать взаимные обращения по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам и принимать конкретные решения, направленные на своевременное выполнение достигнутых договоренностей.

Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Статья 40. Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения

Представители сторон социального партнерства, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 41. Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения

Лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 42. Выполнение обязательств

Привлечение к ответственности не освобождает стороны социального партнерства от выполнения обязательств по соглашению, коллективному договору.

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 43. Порядок вступления в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Статья 44. Признание утратившими силу законодательных актов Приморского края

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
1) Закон Приморского края от 8 августа 2003 года № 66-КЗ "О Приморской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" (Ведомости Законодательного Собрания Приморского края, 2003, № 35, стр. 2);
2) Закон Приморского края от 10 мая 2006 года № 356-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О Приморской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" (Ведомости Законодательного Собрания Приморского края, 2006, № 129, стр. 28);
3) Закон Приморского края от 14 июля 2008 года № 292-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О Приморской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" (Ведомости Законодательного Собрания Приморского края, 2008, № 82, стр. 105);
4) Закон Приморского края от 22 декабря 2008 года № 365-КЗ "О внесении изменения в статью 7 Закона Приморского края "О Приморской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" (Ведомости Законодательного Собрания Приморского края, 2008, № 98, стр. 55);
5) статью 9 Закона Приморского края от 13 августа 2013 года № 239-КЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края в связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части перехода к принятию и реализации государственных программ" (Ведомости Законодательного Собрания Приморского края, 2013, № 55, стр. 58).

Губернатор края
В.В.МИКЛУШЕВСКИЙ
г. Владивосток
26 декабря 2014 года
№ 531-КЗ


------------------------------------------------------------------