Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 04.07.2014 N 2-4818/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 4, 5 Положения об организации освещения улиц, текущем содержании, техническому обслуживании и эксплуатации объектов наружного освещения на территории г. Владивостока, утв. постановлением главы г. Владивостока от 13.04.2009 N 334>



ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июля 2014 г. № 2-4818/2014

(извлечение)

Ленинский районный суд Приморского края,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> к главе <адрес> о признании нормативно-правового акта противоречащим закону и недействующим в части,

установил:

И.о. прокурора <адрес> обратился в суд с иском к главе <адрес> о признании нормативно-правового акта противоречащим закону и недействующим в части на основании ст. 251 ГПК РФ, указав в обоснование заявленных требований, что постановлением главы <адрес> от дд.мм.гггг № утверждено Положение об организации освещения улиц, текущем содержании, техническом обслуживании и эксплуатации объектов наружного освещения на территории <адрес>.
Просил признать пункты 4, 5 Положения об организации освещения улиц, текущем содержании, техническом обслуживании и эксплуатации объектов наружного освещения на территории <адрес>, утвержденного постановлением главы <адрес> от дд.мм.гггг № 334, противоречащими закону и недействующими с момента принятия.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные требования по основаниям и доводам изложенным в заявлении, настаивал на удовлетворении иска, пояснил, что вышеуказанное Положение нарушает нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок предоставления субсидий юридическим лицам. индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг, в частности статью 78 БК РФ. Полагал, что в компетенцию администрации <адрес> не входит определение в своем Положении порядка определения тарифов на услуги по текущему содержанию, техническому обслуживанию и эксплуатации муниципальных объектов наружного освещения
Представитель ответчика в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных и.о. прокурора <адрес> требований, представил письменный отзыв.
Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, полагает, что заявление и.о. прокурора <адрес> удовлетворению не подлежит.
Постановлением главы <адрес> от дд.мм.гггг № утверждено Положение об организации освещения улиц, текущем содержании, техническом обслуживании и эксплуатации объектов наружного освещения на территории <адрес> (далее - Положение).
В своем заявлении прокурор <адрес> ссылается на то, что вышеуказанное Положение нарушает нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг, в частности статью 78 БК РФ.
Необходимо отметить, что, согласно п. 1.1 Положения, Положение об организации наружного освещения улиц, текущем содержании, техническом обслуживании и эксплуатации муниципальных объектов наружного освещения на территории <адрес> разработано на основании Федерального закона от дд.мм.гггг № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 131-ФЗ) и, в соответствии с преамбулой постановления, утверждено, основываясь на нормах вышеуказанного закона, а не бюджетного законодательства.
Постановление главы <адрес> от дд.мм.гггг № никоим образом не регулирует порядок предоставления субсидий, критерии и категории лиц, которым они могут быть предоставлены в порядке 78 БК РФ.
Постановление главы города № и непосредственно пункт 4 Положения были утверждены в рамках реализации главой своих полномочий в силу следующих норм законодательства.
В соответствии со статьей 16 ФЗ № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация освещения территории городского округа.
Согласно статье 17 ФЗ № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями на издание муниципальных правовых актов по данным вопросам, раскрывающим каким образом и в каком порядке данные вопросы решаются на территории округа.
Пункт 4 Положения устанавливает расходное обязательство муниципального образования во исполнение статьи 86 БК РФ, а не ст. 78 БК РФ.
В соответствии со статьей 86 БК РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным: образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Таким образом, ссылку прокурора города на то, что главой в Положении установлен порядок предоставления субсидий, противоречащий ст. 78 БК РФ, необходимо считать несоответствующей действительности, так как Положение - это не Порядок предоставления субсидий, а Положение об организации наружного освещения улиц, текущем содержании, техническом обслуживании и эксплуатации муниципальных объектов наружного освещения.
Более того, в пункте 4 (подпункт 4.2) указывается, что Порядок предоставления субсидий разрабатывается и утверждается администрацией <адрес> в соответствии с муниципальным правовым актом <адрес> о бюджете Владивостокского городского округа.
Положение устанавливает не порядок предоставления субсидий, а (согласно его пунктам):
- общие положения;
- организацию наружного освещения;
- организацию текущего содержания, технического обслуживания и эксплуатации муниципальных объектов наружного освещения на территории <адрес>;
- финансовое обеспечение текущего содержания, технического обслуживания и эксплуатации муниципальных объектов наружного освещения на территории <адрес> (в соответствии со ст. 86 БК РФ);
- порядок определения тарифов на услуги по текущему содержанию, техническому обслуживанию и эксплуатации муниципальных объектов наружного освещения.
В части доводов прокурора о нарушении законодательства в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд необходимо отметить, что в соответствии с п. 3 Положения, утвержденного постановлением главы <адрес> от дд.мм.гггг № 334, с целью организации текущего содержания, технического обслуживания и эксплуатации муниципальных объектов наружного освещения администрация <адрес> передает в порядке, установленном в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, муниципальные объекты наружного освещения организации, оказывающей услуги по текущему содержанию, техническому обслуживанию и эксплуатации муниципальных объектов наружного освещения.
В соответствии с ФЗ № 131-ФЗ, ФЗ № 161-ФЗ, органы местного самоуправления создают и наделяют на праве хозяйственного ведения муниципальные унитарные предприятия.
На территории Владивостокского городского округа деятельность по текущему содержанию, техническому обслуживанию и эксплуатации муниципальных объектов наружного освещения осуществляет МУПВ "ВПЭС", которое наделено ими на праве хозяйственного ведения.
В соответствии со ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Таким образом, содержание, обслуживание объектов наружного освещения осуществляется предприятием, которое им владеет, пользуется и распоряжается в силу закона, то есть является нуждой данного предприятия, а не муниципальной нуждой.
Довод прокурора о признании пунктов 4, 5 Положения недействующими с момента принятия в связи с противоречием их нормам ФЗ от дд.мм.гггг № 44-ФЗ, необходимо считать несостоятельным в силу того, что данный закон вступил в силу с дд.мм.гггг.
Ссылку прокурора города на то, что в компетенцию администрации <адрес> не входит определение в своем Положении порядка определения тарифов на услуги по текущему содержанию, техническому обслуживанию и эксплуатации муниципальных объектов наружного освещения также необходимо считать несостоятельной в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 53 ФЗ № 131-ФЗ, органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Таким образом, в целях определения расходов бюджета Владивостокского городского округа, а также формирования его расходной части на последующие годы, разделом 5 Положения определено из каких затрат на территории <адрес> складывается норматив расхода средств бюджета на выполнение работ по текущему обслуживанию, содержанию и эксплуатации одного светильника и одного метра муниципального объекта наружного освещения, что не является "тарифом" в том понимании, как это понимается под тарифами, устанавливаемыми на общегосударственном уровне.
Руководствуясь ст. 39, абз. 4 ст. ст. 220, 224, 225 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении и.о. прокурора <адрес> о признании противоречащими закону и недействующими с момента принятия пунктов 4, 5 Положения об организации освещения улиц, текущем содержании, техническому обслуживании и эксплуатации объектов наружного освещения на территории <адрес>, утвержденного постановлением главы <адрес> от дд.мм.гггг № 334.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме через Ленинский районный суд <адрес>.


------------------------------------------------------------------