Решение Приморского краевого суда от 20.06.2014 N 3-37/2014 <О признании недействующим пункта 2 примечания к Приложению N 2 постановления Департамента по тарифам Приморского края от 26.03.2014 N 9/4 "Об утверждении производственной программы и об установлении тарифов на горячую воду , поставляемую краевым государственным предприятием "Примтеплоэнерго" потребителям, находящимся на территории Смоляниновского городского поселения Шкотовского муниципального района">



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июня 2014 г. № 3-37/2014

(извлечение)

Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" о признании недействующим в части Приложения № 2 к постановлению Департамента по тарифам Приморского края от 26 марта 2014 г. № 9/4 "Об утверждении производственной программы и об установлении тарифов на горячую воду (закрытая система), поставляемую краевым государственным предприятием "Примтеплоэнерго" потребителям, находящимся на территории Смоляниновского городского поселения Шкотовского муниципального района",

установил:

Краевое государственное унитарное предприятие (КГУП) "Примтеплоэнерго" обратилось в суд с указанным заявлением. В его обоснование указано, что 26 марта 2014 г. Департамент по тарифам Приморского края (далее - Департамент) принял постановление № 9/4 "Об утверждении производственной программы и об установлении тарифов на горячую воду (закрытая система), поставляемую КГУП "Примтеплоэнерго" потребителям, находящимся на территории Смоляниновского городского поселения Шкотовского муниципального района", которое опубликовано в печатном издании "Приморская газета" № 33 (898) от 28 марта 2014 г.
Приложением № 2 к данному постановлению установлены тарифы на горячую воду на период с 1 апреля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. в виде двух компонентов: на холодную воду и на тепловую энергию. Пунктом 2 Примечания к Приложению № 2 предусмотрена стоимость 1 куб. м горячей воды: с 1 апреля 2014 г. по 30 июня 2014 г. для прочих потребителей (без учета НДС) 129,50 руб./куб. м, для населения (с учетом НДС) 152,81 руб./куб. м; с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. для прочих потребителей (без учета НДС) 129,50 руб./куб. м, для населения (с учетом НДС) 164,62 руб./куб. м.
Заявитель считает, что оспариваемое постановление в части установления стоимости 1 кубического метра горячей воды не соответствует Федеральному закону "О водоснабжении и водоотведении" (части 9 статьи 32), Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (пункту 88), т.к. указанными нормативными правовыми актами предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Возможность установления тарифа на горячую воду в виде стоимости 1 кубического метра горячей воды действующим законодательством не предусмотрена.
Кроме того, стоимость 1 куб. м горячей воды определена в нарушение пункта 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 № 47 (далее - Методические указания Минрегиона).
Данным пунктом Методических указаний Минрегиона установлена формула для расчета одноставочного тарифа на горячую воду в расчете на 1 куб. м в закрытых системах теплоснабжения, которая при установлении стоимости 1 куб. м горячей воды в оспариваемом постановлении Департаментом не использована.
КГУП "Примтеплоэнерго" является теплоснабжающей организацией на территории Смоляниновского городского поселения и осуществляет оказание услуг горячего водоснабжения, в связи с этим установление стоимости 1 куб. м горячей воды в указанных размерах ведет к возникновению у предприятия убытков в размере 1722 тыс. руб.
Расчет к заявлению приложен.
В связи с изложенным заявитель просил признать недействующим пункт 2 (включая подпункты 2.1 и 2.2) примечания Приложения № 2 к постановлению Департамента по тарифам Приморского края от 26 марта 2014 г. № 9/4 "Об утверждении производственной программы и об установлении тарифов на горячую воду (закрытая система), поставляемую краевым государственным предприятием "Примтеплоэнерго" потребителям, находящимся на территории Смоляниновского городского поселения Шкотовского муниципального района".
В суде представитель КГУП "Примтеплоэнерго" П.И.А. заявление поддержала по тем же доводам, пояснив дополнительно, что в оспариваемой части постановление принято Департаментом в отсутствие у него полномочий по установлению стоимости горячей воды, т.к. установление такой величины действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, указала, что понятие "стоимость горячей воды" в действующем законодательстве не раскрывается, что не позволяет определить сферу применения установленной величины, учитывая, что оспариваемое постановление уже содержит правовые нормы, предусматривающие тарифы на горячую воду. В то же время полагает, что величину "стоимость горячей воды" можно толковать как еще один вид тарифа на горячую воду, который предусматривался ранее действовавшим законодательством как одноставочный тариф. Однако действующим законодательством установление одноставочного тарифа не предусмотрено. Считает, что поскольку оспариваемое постановление содержит правовые нормы об установлении тарифов на горячую воду и стоимости горячей воды, это приводит к его неоднозначному пониманию.
Представители Департамента по тарифам Приморского края К.И.А. и Д.Д.С. с заявлением не согласились по следующим основаниям.
Полагают, что оспариваемое постановление издано Департаментом в пределах собственной компетенции и с соблюдением требований федерального законодательства - части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, пункта 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", т.к. постановлением установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду, состоящие из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (Приложение № 2 к постановлению).
Сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, разработанными Минэкономразвития России и размещенными на его сайте 12 апреля 2013 г., инфляция на 2014 год предусмотрена в размере 4,8%.
В целях предотвращения необоснованного повышения размера оплаты граждан за коммунальные услуги Департаментом в примечании к постановлению справочно приведена стоимость 1 куб. м горячей воды для потребителей с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. в размере 139,51 руб./куб. м без НДС и 164,62 руб./куб. м с НДС.
При стоимости 1 куб. м горячей воды в указанном размере рост совокупной платы граждан за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, электроэнергия) на территории Смоляниновского городского поселения Шкотовского муниципального района с 1 июля 2014 г. составит 4,8% к предыдущему году, что соответствует сценарным условиям, утвержденным Минэкономразвития.
Указанная в примечании к постановлению стоимость 1 куб. м горячей воды в размере 164,62 руб. с НДС не приведет к увеличению предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой населением платы за коммунальные услуги, установленного постановлением Губернатора Приморского края от 09.06.2014 № 37-пг для Смоляниновского городского поселения Шкотовского муниципального района в размере 6,0%.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление КГУП "Примтеплоэнерго" надлежит удовлетворить по следующим основаниям.
По делу установлено и никем не оспаривается, что КГУП "Примтеплоэнерго" осуществляет непосредственное производство горячей воды с использованием закрытой системы теплоснабжения без самостоятельного забора холодной воды.
Постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 26 марта 2014 г. № 9/4 установлены тарифы на горячую воду (закрытая система), поставляемую краевым государственным унитарным предприятием "Примтеплоэнерго" потребителям, находящимся на территории Смоляниновского городского поселения Шкотовского муниципального района, согласно приложению № 2.
Постановление издано данным органом в пределах собственной компетенции, что следует из пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и пункта 2, подпункта 1 пункта 9.21 Положения о Департаменте по тарифам Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 06.08.2007 № 214-па, согласно которым Департамент является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением, в том числе, он устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.
Постановление Департамента опубликовано в установленном порядке в официальном издании "Приморская газета" № 33 (898) 28 марта 2014 г.
Приложением № 2 к данному постановлению установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду в виде компонента на холодную воду в рублях за куб. м и компонента на тепловую энергию в рублях за Гкал, что соответствует требованиям действующего законодательства в области водоснабжения и водоотведения.
Так, согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ в редакции от 28.12.2013 "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Особенности установления тарифов на горячую воду урегулированы принятыми во исполнение названных положений Федерального закона Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 в редакции от 20.02.2014 (далее - Основы). Они предусматривают, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (пункт 88 Основ).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания ФСТ), которые вступили в действие 16 марта 2014 г. Данный нормативный правовой акт разработан в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2007 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (пункт 1 Методических указаний ФСТ) и предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случае наделения их соответствующими полномочиями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 2 Методических указаний ФСТ).
Раздел VIII.III. "Расчет тарифов на горячую воду" данного нормативного правового акта закрепляет, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (пункт 109 Методических указаний ФСТ).
Указанным законодательством в области водоснабжения и водоотведения, действующим в настоящее время и действовавшим на момент принятия оспариваемого в части постановления Департамента, не предусматривается возможность установления тарифа на горячую воду в виде стоимости 1 куб. м горячей воды.
Законодательство в области ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусматривавшее ранее возможность установления такого тарифа, изменено.
Так, Постановлением Правительства РФ от 08.11.2012 № 1149 из Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, исключены положения об установлении одноставочного тарифа на горячую воду, представляющего собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды.
Между тем, оспариваемым пунктом 2 примечания к Приложению № 2 к оспариваемому постановлению предусмотрено, что согласно установленных тарифов на горячую воду (закрытая система) стоимость 1 куб. м горячей воды составляет: с 1 апреля 2014 года по 30 июня 2014 года для прочих потребителей (без учета НДС) 129,50 руб./куб. м, для населения (с учетом НДС) 152,81 руб./куб. м (подпункт 2.1); с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года для прочих потребителей (без учета НДС) 139,51 руб./куб. м, для населения (с учетом НДС) 164,62 руб./куб. м (подпункт 2.2).
Суд полагает, что тем самым Департамент фактически установил наряду с двухкомпонентными тарифами на горячую воду одноставочный тариф, возможность установления которого действующим законодательством в области водоснабжения и водоотведения не предусмотрена.
То, что фактически оспариваемой нормой установлен одноставочный тариф, следует, в том числе, и из представленного Департаментом по запросу суда ранее изданного постановления Департамента от 24 октября 2013 г. № 63/10, которым для потребителей того же муниципального образования на горячую воду (закрытая система), поставляемую ФИО1 (прежней снабжающей организацией) предусматривалось вплоть до конца 2014 года установление тарифа на горячую воду в рублях за куб. м, который прямо поименован в постановлении как одноставочный.
Делая вывод о незаконности установления постановлением Департамента в оспариваемой части стоимости 1 куб. м горячей воды, суд учитывает и то обстоятельство, что представленным Департаментом по запросу суда экспертным заключением от 17 марта 2014 г. по утверждению Производственной программы к расчету тарифа на горячую воду КГУП "Примтеплоэнерго" для потребителей Смоляниновского городского поселения Шкотовского муниципального района на период с 1 апреля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. не рассматривался вопрос о возможности установления одноставочного тарифа на горячую воду. Согласно экспертному заключению от 17 марта 2014 г. предложение организации и предложение экспертной группы ограничивались двухкомпонентными тарифами. Каких-либо выводов о возможности установления помимо двухкомпонентных тарифов еще и тарифа в виде стоимости 1 куб. м горячей воды экспертное заключение не содержит.
Хотя из текста пункта 2 примечания Приложения № 2 постановления следует, что стоимость 1 куб. м горячей воды определена согласно установленным им тарифам (т.е. двухкомпонентным тарифам), какой-либо привязки к этим тарифам стоимость 1 куб. м горячей воды, установленная пунктом 2 примечания, фактически не имеет.
Как не оспаривали представители Департамента в ходе судебного разбирательства, стоимость 1 куб. м горячей воды определена Департаментом путем применения коэффициента 4,8% к совокупной плате граждан за коммунальные услуги по отношению к предыдущему году, исходя из сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый 2015 и 2016 годы, разработанных Минэкономразвития России, которыми уровень инфляции на 2014 год предусмотрен в размере 4,8%.
При этом представители Департамента не смогли назвать закон либо подзаконный нормативный правовой акт, которым бы предусматривалась возможность установления тарифа в таком порядке и с применением таких показателей. Представителями Департамента не отрицалось, что такого нормативного правового акта не имеется.
Что касается доводов представителей Департамента о том, что стоимость 1 куб. м горячей воды приведена в постановлении в целях предотвращения необоснованного повышения размера платы граждан за коммунальные услуги, то этим целям служит иной нормативный правовой акт - постановление Губернатора Приморского края от 09.06.2014 № 37-пг "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Приморского края", которым с 1 июля 2014 г. для Смоляниновского городского поселения Шкотовского муниципального района такой индекс установлен в размере 6,0%.
Таким образом, следует признать обоснованными доводы заявителя о произвольном установлении Департаментом стоимости 1 куб. м горячей воды, что не может быть признано законным.
Вместе с тем, суд не находит оснований для проверки правильности установленного оспариваемым постановлением размера стоимости 1 куб. м горячей воды на предмет его соответствия формуле расчета одноставочного тарифа на горячую воду в расчете на 1 куб. м в закрытых системах, предусмотренной пунктом 58 Методических указаний Минрегиона, на чем настаивает заявитель.
Положения данного нормативного правового акта к спорным правоотношениям применению не подлежат в связи с изданием 27 декабря 2013 г. и вступлением в силу с 16 марта 2014 г. специального нормативного правового акта, которым, как указано выше, урегулированы вопросы расчета регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно: Методических указаний ФСТ.
Суд не может согласиться с доводом представителей Департамента о том, что стоимость 1 куб. м горячей воды приведена в пункте 2 примечания к Приложению № 2 к постановлению справочно.
Каких-либо указаний на справочный характер установленной им стоимости 1 куб. м горячей воды постановление не содержит. Как составная часть оспариваемого постановления пункт 2 примечания к его Приложению № 2 имеет ту же юридическую силу нормативного правового акта, обязательного для исполнения неопределенным кругом лиц, что и оспариваемое постановление в целом.
Суд находит убедительными доводы представителя заявителя о том, что наличие в постановлении помимо норм об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду норм о стоимости горячей воды (фактически одноставочного тарифа) приводит к его неоднозначному толкованию, тогда как правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями, что неоднократно выражалось в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 25.04.1995 № 3-П, от 15.07.1999 № 11-П, от 11.11.2003 № 16-П, от 21.01.2010 № 1-П).
Как следует из разъяснений пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 в редакции от 09.02.2012 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, он признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Суд полагает, что такую неоднозначность создает оспариваемый пункт 2 (включая подпункты 2.1 и 2.2) примечания Приложения № 2 постановления, что наряду с противоречием его требованиям действующего федерального законодательства в области водоснабжения и водоотведения влечет признание его недействующим (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).
Поскольку оспариваемый пункт 2 примечания Приложения № 2 постановления применялся до вынесения решения, на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает возможным признать его недействующим со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 252, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" о признании недействующим в части Приложения № 2 к постановлению Департамента по тарифам Приморского края от 26 марта 2014 г. № 9/4 "Об утверждении производственной программы и об установлении тарифов на горячую воду (закрытая система), поставляемую краевым государственным предприятием "Примтеплоэнерго" потребителям, находящимся на территории Смоляниновского городского поселения Шкотовского муниципального района" удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу пункт 2 (включая подпункты 2.1 и 2.2) примечания Приложения № 2 к постановлению Департамента по тарифам Приморского края от 26 марта 2014 г. № 9/4 "Об утверждении производственной программы и об установлении тарифов на горячую воду (закрытая система), поставляемую краевым государственным предприятием "Примтеплоэнерго" потребителям, находящимся на территории Смоляниновского городского поселения Шкотовского муниципального района".
Обязать Департамент по тарифам Приморского края опубликовать сообщение о решении суда после вступления его в законную силу в издании "Приморская газета".
Апелляционная жалоба, представление на решение могут быть поданы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.


------------------------------------------------------------------