Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 27.05.2014 N 2-3702/14 <О признании недействующим абзаца 3 раздела 3 муниципального правового акта города Владивостока от 22.12.2008 N 103-МПА "Положение о звании "Почетный гражданин города Владивостока">



ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ВЛАДИВОСТОКА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2014 г. № 2-3702/14

(извлечение)

Ленинский районный суд <адрес> края,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Ф.И.О. 2 прокурора <адрес> о признании Абзаца третьего раздела 3 муниципального правового акта <адрес> от дд.мм.гггг № 103-МПА "Положение о звании "Почетный гражданин <адрес>" (в редакции муниципального правового акта от дд.мм.гггг № 85-МПА) противоречащим закону и недействующим со дня принятия,

установил:

И.о. прокурора <адрес> обратился в суд с заявлением, указав, что муниципальным правовым актом <адрес> от дд.мм.гггг № 85-МПА в абз. 3 раздела 3 МПА <адрес> от дд.мм.гггг № 103-МПА внесены изменения, которыми предусмотрено получение почетными гражданам <адрес> ежегодной единовременной денежной премии в размере 180000 руб., выплачиваемой за счет средств бюджета ВГО, в рамках цикла мероприятий, посвященных празднованию Дня <адрес>. Данные изменения опубликованы дд.мм.гггг в газете "<данные изъяты>", № 202(5173). Считает указанные изменения противоречащими требованиям бюджетного законодательства и нарушающими интересы муниципального образования. Так, ч. 5 ст. 20 ФЗ от дд.мм.гггг № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренных указанной нормой, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы РФ. При этом ч. 3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ установлено, что муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 30 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. По информации администрации <адрес> за последние три года (2010, 2011, 2012) в собственных доходах бюджета ВГО доля межбюджетных трансферов из других бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансферов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативным отчислений в течение двух лет (2010 и 2011) составила: в 2010 году - 48,09%, в 2011 году - 26,89%, в 2012 году - 46,85%. Соответственно, органы местного самоуправления <адрес> в очередном финансовом году не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов местного значения. Просит признать абз. 3 раздела 3 МПА <адрес> от дд.мм.гггг № 103-МПА "Положение о звании "Почетный гражданин <адрес>" (в редакции муниципального правового акта от дд.мм.гггг № 85-МПА) противоречащим закону и недействующим со дня принятия.
В судебном заседании старший помощник прокурора поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Думы <адрес> с заявленными требованиями не согласился. Суду пояснил, что празднование дня города является досуговым мероприятием. В соответствии с п. п. 17, 20 ч. 1 ст. 16 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" создание условий для организации досуга жителей городского округа входит в перечень вопросов местного значения городского округа. Расходные обязательства, связанные с указанными мероприятиями устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Положения ч. 3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ на данные расходные обязательства не распространяются. Премия, вручаемая Почетным гражданам <адрес> не является мерой дополнительной социальной поддержки и социальной помощи, а является мерой поощрения, она не носит социальный характер и не направлена на социальную поддержку граждан, которым присвоено данное звание. Просит в удовлетворении требований прокурора отказать в полном объеме.
Представитель администрации <адрес> в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора. Поддержал доводы, изложенные представителем Думы <адрес>. Просит в удовлетворении требований прокурора отказать.
Суд, выслушав старшего помощника прокурора, представителей думы <адрес>, администрации <адрес>, исследовав представленные материалы дела в совокупности, полагает требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что дд.мм.гггг Думой <адрес> утвержден муниципальный правовой акт № 103-МПА "Положение о звании "Почетный гражданин <адрес>".
Дд.мм.гггг муниципальным правовым актом <адрес> внесены изменения в абзац третий раздела МПА <адрес> от дд.мм.гггг № 103-МПА "Положение о звании "Почетный гражданин <адрес>", согласно которых предусматривается получение почетными гражданами <адрес> ежегодной единовременной денежной премии в размере 180000 руб., выплачиваемой за счет средств бюджета <данные изъяты>, в рамках цикла мероприятий, посвященных празднованию Дня <адрес>.
Согласно п. 5 ст. 20 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со ст. 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Вследствие чего, финансирование указанных полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы РФ.
При этом, п. 3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда РФ субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 30 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года, не имеют права исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Исходя из материалов дела, по информации администрации <адрес> за последние три года (2010, 2011, 2012) в собственных доходах бюджета Владивостокского городского округа доля межбюджетных трансферов из других бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансферов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативным отчислений в течение двух лет (2010 и 2011) составила: в 2010 году - 48,09%, в 2011 году - 26,89%, в 2012 году - 46,85%.
Таким образом, органы местного самоуправления <адрес> в очередном финансовом году не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов местного значения.
Согласно принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленному ст. 34 Бюджетного кодекса РФ при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Также в силу п. 5 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ, определенных бюджетным законодательством РФ, а также при нарушении предельных значений, установленных п. 3 ст. 924 и ст. 107 Бюджетного кодекса РФ, финансовые органы субъектов РФ вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов данным местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обусловливающих предоставление межбюджетных трансфертов.
Таким образом, установление денежной премии, выплачиваемой за счет средств бюджета ВГО, является нарушением требований бюджетного законодательства и нарушает интересы муниципального образования.
Довод представителей администрации <адрес> и Думы <адрес> о том, что полномочия по установлению звания "Почетный гражданин <адрес>" не относятся к государственным полномочиям, не исключены из компетенции органов местного значения, суд находит несостоятельным, поскольку в ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" четко определены вопросы местного значения, в перечень которых не входят вопросы по установлению почетных званий, денежных премий.
В то же время, законодатель в п. 2 ст. 16.1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определил круг полномочий, в которых могут участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, к которым и относятся полномочия по установлению почетных званий, денежных премий.
Так, органы местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района вправе решать вопросы, указанные в ч. 1 ст. 16, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Согласно ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (п. 2 ст. 253 ГПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Ф.И.О. 2 прокурора <адрес> о признании Абзаца третьего раздела 3 муниципального правового акта <адрес> от дд.мм.гггг № 103-МПА "Положение о звании "Почетный гражданин <адрес>" (в редакции муниципального правового акта от дд.мм.гггг № 85-МПА) противоречащим закону и недействующим со дня принятия - удовлетворить.
Признать абзац третий раздела 3 муниципального правового акта <адрес> от дд.мм.гггг № 103-МПА "Положение о звании "Почетный гражданин <адрес>" (в редакции муниципального правового акта от дд.мм.гггг № 85-МПА) противоречащим закону и недействующим со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 1 месяца со дня вынесения в окончательной форме.


------------------------------------------------------------------